Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Интересно

Информация о Италии
Гейдельберг. Личная история идеального города

Женщина-цветок. Франсуаза Жило


Французские художники

Франсуаза Жило Франсуаза Жило - единственная подруга Пикассо, которая ушла от него сама. Она не сошла с ума и не покончила собой, как это сделали другие подруги Пикассо. Она ушла, чтобы жить: стать известным художником, воспитать детей, рожденных от Пабло Пикассо, выйти замуж еще дважды… и написать книгу "Моя жизнь с Пикассо", которую следовало бы назвать "Выжить с Пикассо".

Кстати, именно так называется снятый по книге фильм с Энтони Хопкинсом и Наташей Мак Элхоун в главных ролях. "Моя жизнь с Пикассо" - совсем не жалобная книга, в которую скрупулезно занесены все припасенные обиды и несправедливости, которые неминуемо возникают в любой совместной жизни. Франсуаза Жило написала книгу о непростой жизни с великим художником, которому свойственны все человеческие слабости, описала, как работал Пикассо, с кем он общался, как он создавал шедевры, "из какого сора" выросли его баснословно дорогие полотна. Но едва ли не самое интересное в этой книге рассказ Франсуазы Жило о самой себе.

Она живет и сейчас. Ей 91 год. И только десять из них она прожила с Пабло Пикассо. И это совсем не единственный повод поговорить о ней.

Когда они встретились, Франсуазе был 21 год, а Пикассо - на сорок больше. Но Франсуаза не была хрупкой неопытной девочкой.

Отец, Эмиль Жило, стал ее первым учителем жизни. Никогда не дано предугадать, как отзовется жесткое отцовское воспитание. В случае с Франсуазой Жило можно сказать, что суровость и грубость отца стали для нее отличной школой выживания. Он воспитывал ее как мальчика, она носила брюки, ее коротко стригли. Обнаружив, что Франсуаза левша, он заставлял ее писать правой рукой. Часто это ломает психику ребенка, но Франсуаза стала амбидекстром - свободно писала обеими руками. Он зорко следил за ее учебой в школе и требовал спортивных успехов. Он боролся со всеми ее страхами. Она боялась воды, а он брал ее с собой на море, где они плавали на яхте под парусом, кидал ее в воду и заставлял плыть, все дальше и дальше. Она боялась высоты, а он загонял ее на высокие скалы и заставлял прыгать с них. Ее протесты вызывали только гнев, и это пугало ее больше собственных страхов. Выбора он ей не оставлял. Ей пришлось стать бесстрашной.

"К восьми годам я не боялась ничего; надо сказать, моя натура переменилась настолько, что я сама искала трудностей и опасностей"- пишет Франсуаза Жило. Однако искать трудности не пришлось. Отец и стал для нее первой трудностью и даже опасностью.

Однажды, на день рождения бабушки к ним пришел человек в необычном костюме: в черном плаще, в белой рубашке с галстуком в горошек и в шляпе с широчайшими полями. Незнакомец элегантно преподнес бабушке огромный букет фиалок. Девочка была очарована. "Кто это?"- спросила она, когда гости разошлись. "Это художник, Эмиль Маре"- ответила бабушка… Именно тогда пятилетняя Франсуаза Жило решила, что станет художником.

Мать Франсуазы - Мадлен, полностью подчиненная своему мужу, тоже была художницей, писала акварелью. Она стала учить Франсуазу рисунку. В возрасте десяти лет Франсуаза поступила в художественную школу. В семнадцать - устроила свою первую мастерскую на чердаке бабушкиного дома.

Отец видел ее будущее иначе, хотел, чтобы она изучала международное право. Он, видимо, считал, что именно на этом поприще можно добиться успехов в преддверии Второй мировой войны. Франсуаза проучилась два курса в Сорбонне, изучала право и английскую литературу. Она легко осваивала любые науки, даже те, которые были ей неинтересны. А вот искусство ставило перед ней более сложные задачи. Прежде всего, ей надо было доказать свое право им заниматься.

В один прекрасный день она написала отцу письмо, в котором пыталась объяснить, почему хочет быть художником. Ответ отца был несколько неожиданным - он пригрозил ей, что, если она не одумается, посадит ее в сумасшедший дом… Дальше последовала и вовсе ужасная сцена. Франсуаза убежала в дом к бабушке. Отец нашел ее там и просто напросто… избил. Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы бабушка не потребовала, чтобы Эмиль Жило немедленно ушел…

В феврале сорок третьего года ее друг и учитель Рожда вдруг сказал ей: "Через три месяца, возможно, ты познакомишься с Пикассо". Так и случилось. Они познакомились в Париже. Франсуаза с подругой Женевьевой сидели в кафе. За соседним столиком сидел Пикассо с друзьями и со своей подругой Дорой Маар. Увидев двух красивых девушек, он подсел к ним. Они его, конечно, узнали, и он, конечно, пригласил их в свою мастерскую… Так, начинались почти все романы Пабло Пикассо. Но Пикассо еще не знал, что встретил не только "тип лица, который его всегда волновал", но и возлюбленную, талантливую ученицу, умного собеседника и… достойного противника.

"Я испытывала потребность зайти слишком далеко просто с целью доказать себе, что способна на это. И познакомившись с Пабло, поняла, что передо мной нечто очень значительное, с чем можно потягаться. Пусть наши силы настолько неравны, что я рискую потерпеть сокрушительное поражение, этот вызов отвергать нельзя".

Их история и впрямь походила на поединок. Он пытался ее удивить - она только улыбалась в ответ. Он уговаривал переехать к нему жить - она долго не соглашалась. Закаленная в боях с родителями, Франсуаза ценила свою независимость, умела сдерживать свои чувства. На жеманство и кокетство она была неспособна.

Пикассо, которому было больше шестидесяти, знал толк не только в девичьей красоте, но и в том, как эту красоту приручать. "Если хочешь сохранить глянец на крыльях бабочки, не касайся их. Нельзя злоупотреблять тем, что должно принести свет в мою и твою жизнь. Наши отношения представляются мне открывшимся окном. Я хочу, чтобы оно оставалось открытым". Услышав это, Франсуаза впервые почувствовала нечто большее, чем просто интерес к великому художнику.

В 1946 году Пикассо создал серию ее портретов. В каждом человеке он находил сходство с каким-то животным, но ее, Франсуазу, видел как некое растение, так и рисовал ее: лицо в ореоле волнистых волос, похожих на крупные лепестки. Захотел нарисовать в полный рост – и нарисовал: голова, и грудь на тонком стебле – "Женщина-цветок".

Вторая мировая война закончилась. Но поединок Франсуазы и Пабло продолжался. Они уехали на юг Франции в Манерб, поселились в доме Доры Маар, бывшей подруги Пикассо. Дом был наполнен скорпионами в прямом и переносном смысле. Пикассо бывал то нежен, то груб, то гордился ею перед своими друзьями, то срывал на ней зло и упрекал, что она просто не умеет любить. Ставил в пример своих бывших подруг, которые любили его безропотно. Что может быть ужаснее? Он хотел, чтобы она была покорной, полностью в нем растворилась и жила только его интересами. Но Франсуаза – цветок, а не поваренная соль. Цветок можно сломать, вырвать с корнем, но в плохих условиях он расти не будет. Франсуаза пыталась сбежать, но Пикассо ее догнал и вернул. Они помирились. Он сказал, что ей нужен ребенок, чтобы она наконец почувствовала, что значит быть женщиной.

Франсуаза родила в 1947 году Клода, а в 1949-м – Палому. Что это изменило? Ничего. Только прибавилось забот, но противоречий не сгладило. Франсуаза понимала, что ее собственное творчество перестало развиваться. Это началось еще до рождения детей. Она слишком много сил тратила ведение всех дел Пикассо, в то время как он ни в чем себе не отказывал. В свои семьдесят с лишним, не забывая своих старых подруг, он то и дело находил себе новых. Франсуаза была совершенно измучена. Бывало, она просто целыми днями сидела и плакала. Пикассо рисовал ее и говорил: "Сегодня у тебя чудесное лицо, очень серьезное".

В 1953 году она уехала с детьми в Париж. "Ее отъезд был как побег". Пикассо погрузился в жестокую депрессию. Он вдруг почувствовал свой возраст и свое истинное одиночество. Пришедшая на смену Франсуазе Жаклин Рок стала для него только заботливой помощницей, ревниво защищающей от всех, и особенно от родных детей, к которым Пикассо был так привязан.

Франсуаза начала свою самостоятельную жизнь в искусстве. Она постепенно освобождалась от влияния Пикассо и в творчестве и в жизни. Заводила новые знакомства в мире искусства. Пикассо сделал так, что многие его знакомые с Франсуазой больше не общались. В 1955 году она познакомилась с художником Люком Саймоном, и они поженились. У них родилась дочь Аурелия. Отношения продлились не слишком долго. Франсуаза испытывала потребность в поддержке, и ее выбор был продиктован, скорее, инстинктом самосохранения.

На первом месте у нее была работа, работа и работа. У нее был строгий график – 3 дня пишет картины и три дня пишет книгу "Моя жизнь с Пикассо", с которой ей помогал критик Карлтон Лейк. Книга была издана в Америке и пользовалась огромным успехом. Шесть месяцев она держалась в топе продаж крупнейших американских магазинов.

Пикассо английского языка не знал и книгу вряд ли читал, но был взбешен и требовал от издателя прекратить ее дальнейшее издание. Он прекратил всякое общение с Франсуазой и детьми. "Пабло сжег все мосты, соединявшие меня с нашим общим прошлым. Но, поступив так, он вынудил меня найти себя и таким образом выжить. За это я всегда буду ему благодарна",- так заканчивается книга Франсуазы Жило.

Тем временем галерея Тейт в Лондоне предоставила ей персональную мастерскую в районе Челси…

В 1970 году Франсуаза знакомится с профессором Йонасом Салком, американским микробиологом, который создал вакцину против полиомиелита. Эти отношения уже не были похожи на поединок…


Мария Вайсман
Женский журнал Суперстиль 22.11.2012




Добавить комментарий к статье




Французские художники


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2020
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru