Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Пять лучших экскурсий на Мальте
Япония - такая далекая и такая близкая

Эдип

Эдип, в греческой мифологии сын царя Фив Лая. Эдип по приказанию отца, которому была предсказана гибель от руки сына, был брошен младенцем в горах. Спасенный пастухом, он, сам того не подозревая, убил отца и женился на своей матери, став царем Фив. Узнав, что сбылось предсказание оракула, полученное им в юности, Эдип ослепил себя. Миф об Эдипе разрабатывался в мировой литературе (Софокл).


Эдип. 1) герой трагедий Софокла «Царь Эдип» (430-425 до нашей эры) и «Эдип в Колоне» (405, поставлена в 401, после смерти автора). Эдип — герой древних эпических песен, отголоски которых встречаются у Гомера в «Илиаде» и «Одиссее». Первая трагедия Софокла подразумевает следующую предысторию: фиванский царь Лай посягнул на целомудрие юноши Хрисиппа, сына царя Пелопса. В наказание за это у него и его жены Иокасты не рождались дети. Когда он обратился к Дельфийскому оракулу, Аполлон ему ответил, что если у него родится сын, он убьет отца. Когда у царя все-таки появился сын, мать Иокаста по приказу Лая отдала младенца с проколотыми ступнями рабу-пастуху, чтобы тот выкинул его в безлюдном месте. Пастух сжалился над младенцем и пере дал его другому пастуху, который служил коринфскому царю Полибу. Так как Полиб и его жена Меропа были бездетны, они взяли ребенка и воспитали как сына. Мальчик, названный Эдипом из-за вздувшихся проколотых ног, вырос, и однажды на пиршестве его попрекнули незаконным происхождением. Эдип отправился в Дельфы, чтобы узнать правду, но Аполлон не ответил на его вопрос, а вместо этого предсказал, что он убьет собственного отца и женится на матери. Считая Полиба и Меропу своими родителями, Эдип решает не возвращаться в Коринф. Недалеко от Дельфов, на узкой дороге Эдип встретил Лая на колеснице. Тот оскорбил и ударил Эдипа, и юноша, не зная, что перед ним отец, убил его. Оказавшись вблизи Фив, Эдип столкнулся с чудовищем Сфинксом, который задавал всем проходящим загадку, а потом убивал их, так как никто не мог ее разгадать. Загадка звучала так: «Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Эдип понял, что имеется в виду человек в его младенчестве, зрелости и старости. Услышав разгадку, Сфинкс бросился в пропасть, а фиванцы поставили Эдипа царем вместо убитого Лая и женили на вдове Лая Иокасте. От этого кровосмесительного брака родились сыновья Этеокл и Полиник и дочери Антигона и Йемена. Дети уже выросли, когда Фивы поразила страшная эпидемия. В прологе трагедии «Царь Эдип» граждане Фив обращаются за помощью к Эдипу как мудрому правителю, но Эдип уже раньше послал в Дельфы с вопросом, как спасти город, брата Иокасты Креонта. По возвращении Креонт сообщает, что Аполлон требует казнить или изгнать убийц Лая. Эдип произносит проклятия в адрес убийц и начинает их розыск. Прежде всего он вызывает знаменитого прорицателя Тиресил, который, однако, не желает назвать убийц. Эдип настаивает и угрожает ему, и тогда Тиресий объявляет ему, что он и есть убийца Лая и вдобавок кровосмеситель. Эдип, проявляя не лучшие черты характера самоуверенность и вспыльчивость, обвиняет Тиресия и Креонта в заговоре с целью лишить его власти. Иокаста вмешивается, чтобы примирить их, и истина начинает постепенно раскрываться. В результате допроса двух пастухов, один из которых когда-то передал Эдипу другому (он же был свидетелем гибели Лая), страшная правда раскрывается полностью. Иокаста в ужасе кончает жизнь самоубийством, а Эдип выбирает для себя, как он считает, еще более тяжкое наказание. Он уходит в изгнание. Трагедию «Царь Эдип» Аристотель считал лучшей из всех трагедий, а образ Эдипа расценивал как наиболее яркое воплощение трагедийного характера. Смерти Эдипа посвящена трагедия «Эдип в Колоне». В ней герой, уже глубокий старик, после многолетних скитаний в сопровождении дочери Антигоны приходит к священной роще в Колоне – пригороде Афин. Здесь, где почитаются Евмениды, Аполлон обещал ему смерть — конец его страданий. Появляется дочь Эдипа Йемена и сообщает о ссоре братьев Этеокла и Полиника и о предсказании Аполлона, что Эдип, поселившийся под Фивами, а затем там же похороненный, принесет счастье городу и его гражданам. Эдип, который хотел бы вернуться в Фивы, возмущен этим половинчатым предложением. Приходит Креонт со стражей и сначала пытается убедить Эдипа, а затем захватывает в качестве заложницы Антигону. Но Эдип уже заручился заступничеством царя Афин Тесея. Он не дает Креонту арестовать Эдипа и освобождает Антигону. Тщетной оказывается и попытка Полиника привлечь отца на свою сторону: Эдип проклинает обоих сыновей. Затем Эдип обещает Тесею, что после смерти будет благодатью для Афин, уходит с ним в глубину рощи и таинственно исчезает, так закончив свой тяжкий жизненный путь.

2) Герой трагедии Л. Аннея Сенеки «Эдип» (?60-е н.э.). В построении своей трагедии Сенека повторил все основные элементы Софоклова шедевра, но образ главного героя у него существенно отличается. Эдип у Сенеки намного схематичнее и мрачнее, у него отнята благородная гордость и открытость Эдипа Софокла, его приверженность благу страны, его вспыльчивость; ему приданы черты классического тирана. Для этого подысканы жестокие параллели к репликам Эдипа у Софокла: «Не скажешь добром — скажешь плача» — у греческого трагика, «Мне мешает клятва. — Кто-нибудь, сюда огня! Огонь справится с клятвой» — у римского. Эдип Сенеки ощущает свою богоотверженность (и переживает это тяжело — Атрею в голову не пришло бы грустить по такому ничтожному поводу), он не любит власть как таковую: «О обманчивое благо, сколько скорбей ты таишь под столь любезной внешностью!». В трагедии Сенеки полностью утрачен великолепный драматический рисунок Софокла, заставлявший признать его «Царя Эдипа» одной из совершеннейших трагедий древности: все элементы действия, заставляющие Эдипа сначала смутно подозревать о своей вине, потом, сталкиваясь с ней лицом к лицу, видеть козни врагов, догадываться, убеждаться, искать опровержения сохранены и у Сенеки, но между ними разрушена связь, они не дают целостной картины. (Сенека вообще был довольно равнодушен к сюжету и его возможностям.) Отношение героев собственно к преступлению Эдипа мягче, чем у Софокла: Иокаста снимает вину с Эдипа, поскольку в том, что он совершил, виновна судьба, и сам Эдип называет свои грехи безгрешными. Всему повествованию придан римский колорит (в особенности это касается гаданий Тиресия, подобающих авгуру и не имеющих параллелей в трагедии-образце). Эта стилистика подчинила себе и образ Эдипа, оставив ему мало общего со своим прототипом вопреки значительному сюжетному и композиционному сходству.

3) Герой трагедии Вольтера «Эдип» (1718). В образе Эдипа заметно влияние риторического пафоса Сенеки. Вольтеровский Эдип не чувствует себя виновным в преступлениях, совершенных помимо его воли. Он горько клянет богов за свою жестокую участь. Злокозненность небесных сил еще более подчеркнута стенаниями Иокасты, матери и жены Эдипа, а также жалобами хора, оплакивающего слепоту рока. Несчастный царь остается для фиванцев воплощением благородства, ибо он жертвует собой ради их спасения.

4) Герой трагедии Владислава Озерова «Эдип в Афинах» (1804). Пьеса Озерова дает вариант истолкования образа в характерном для начала XIX века стиле: ослепивший себя, преследуемый эриниями, потрясенный и измученный своими преступлениями, терзаемый еще и несправедливостью людской, холодной жестокостью детей, изгнавших его из Фив, брезгливым отвращением соотечественников, Эдип ищет смерти. Вместе с Антигоной он подходит к Афинам, в окрестностях которых разворачиваются события трагедии. Пьеса по композиции сюжета — полифонична. Несколько важных сюжетных линий, сплетаясь между собой, дополняют ее содержание. Афинский царь Тезей, любимый народом правитель, герой, освободивший Афины от Минотавра, основатель государства, построенного на «мудрых законах», берет под свою защиту Эдипа и Антигону. «Божественная» линия представлена богинями мщения эриниями-эвменидами, храм которых «вписан» в пространство действия. Тема возмездия за преступление — одна из главных в пьесе. Линию «интриги» представляет Креон, жестокий гонитель Э., являющийся причиной многих его несчастий. Эдип у Озерова — страдающий герой. Бывший царь, он «с трона высоты в жизнь странников упал» подобно королю Лиру. Факты прежней бурной жизни Эдипа остаются за сюжетом трагедии, а трагичность ее никак не иссякает. Эдип, состарившийся от несчастий, живет только во имя и благодаря любви юной Антигоны. Его, ищущего лишь покоя, преследуют Креон, чтобы похитить и замучить в Фивах; раскаявшийся Полиник, терзаемый совестью; афинский народ, из страха готовый откупиться от эриний кем угодно. Следует отметить, что озеровский Эдип сохраняет в своих несчастьях отзывчивость на любое человеческое страдание, готов облегчить печаль первого встречного своим участием. Он истинный царь, но не в короне, а в рубище. Об этом Эдип говорит, обращаясь к Креону: «Хотя я в нищете, но не сравнюсь с Креоном. Я был царем, а ты лишь ползаешь пред троном».

Роль Эдипа исполняли многие великие актеры древности и нового времени. В трагедии Софокла — Ж. Муне-Сюлли (1881), А. Моисси (1910), Ю.М. Юрьев (1918), Л. Оливье (1947), А. Хорава (1956); в пьесе Вольтера — Ф.Г. Волков (1861), В.А. Каратыгин (1820), в драме Озерова — П.А. Плавилыциков и Я.Е. Шушерин (оба в 1804), П.С. Мочалов (1836, ранее играл роль Полиника, в которой дебютировал на московской сцене в 1824). Среди других литературных (и драматических) воплощений этого образа — «Эдип» Корнеля (1659), «Эдип и сфинкс» Гофмансталя (1909), «Царь Эдип» Кокто (1928), «Эдип» Жида (1931). Оперы, героем которых был Эдип, сочиняли И.Ф. Стравинский (1928) и Дж. Энеску (1936). Самое значительное претворение этого образа на киноэкране — фильм П.П. Пазолини (1967). Среди многочисленных толкований мифа об Эдипе в XX веке особую популярность приобрело понятие «эдипов комплекс», введенное Зигмундом Фрейдом в его работе «Толкование сновидений» (1899): означает подсознательное половое влечение сына к собственной матери. Это понятие ныне широко используется в т.н. глубинной психологии.



Все словари
Общий словарь
Мифологический словарь
Словарь литературных персонажей


Ссылки по теме:
Антигона, в древнегреческой мифологии д...
Аполлон - 1. Бабочка семейства парусник...
Гомер (Homeros), легендарный эпический ...
Дельфийский оракул, оракул при храме Ап...
Дельфы (греческое Delphoi), древнегрече...
Коринф, 1. (Korinthos), древнегреческий...
Креонт, 1. В греческой мифологии царь К...
Минотавр, в греческой мифологии чудовищ...
Софокл (около 496-406 до нашей эры), др...
Фивы - 1. (греческое Thebai, древнеегип...

Случайные ссылки:
Монаший - 1) а) Свойственный монаху, мо...
Остроголовый - Имеющий узкую, как бы за...
Перевернутая карта (в Блэкаут) - следую...
Стульце - Небольшой стул....
Агрохимия - наука о химических процесса...
Антрацит (от греческое «anthrakitis» — ...
Аполлоний Родосский (Apollonios Rydios)...
Герольдия (Герольдмейстерская контора -...
Жерех. Хищная пресноводная промысловая ...
Сайра, морская рыба семейства макрелещу...
Фарсах (парасанг, парасанга, фарсанг, ф...


Запросы для разгадывания кроссвордов и сканвордов
Штраф
Персонажи комедии Гоголя «Ревизор» 12 букв
Боязнь красного цвета 11 букв
Одуванчик 9 букв
Штрафной удар

Список слов на букву Э из 4 букв
Список слов из 4 букв, вторая буква д
Список слов из 4 букв, третья буква и
Список слов из 4 букв, последняя буква п
Список слов из 4 букв, первая Э, последняя п
Головоломки со словом Эдип

Добавить комментарий



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2019
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru