| |||
Николай Семенович Лесков. Заметки неизвестного. Об иностранном предиканте • Все авторы -> Николай Семенович Лесков. Николай Семенович Лесков. Заметки неизвестного. Об иностранном предиканте Помещик нашей губернии, служа с юных лет своих в досточтимом гвардейском полку, провождал там жизнь свою столь прилично, как и прочие военные гвардейского общества. Он всегда исправно говел и однажды в год сподоблялся святых таин в полковой своей церкви -- и жил во всем как и прочие дружные и верные товарищи, ни в чем не отклоняясь ни от умеренного употребления вина, ни от общеупотребительной игры в клубах, ни от прочих удовольствий, полковому званию свойственных. Женясь же на девице некоторого русского же именитого рода, но с пристрастием к иностранным обычаям, вдруг престранно изменился. В одно лето поехал он с женою к ее родным, пребывавшим на близком к аглицким берегам острове Уайт, и, повстречав там много людей не духовного звания, но о религии рассуждающих и весьма начитанных в св. писании, сам их примером стал увлекаться и толковать себе иное не столь послушливо, как учит мать наша, святая вселенская церковь, а каждый по-своему, и все воедино твердословя, якобы всему благому на земле можно быть токмо от веры в господа Иисуса и от любви к грешным, за коих проливалась святая кровь его на Голгофе. -- После же принятия такого духа все усвояли будто какую-то неопределенную радость и многие неизвестно о чем плакали и в жизни своей делали над своими привычками перевороты: не пили вина, не курили, не гневались и больше всего любили благоговение и чистоту. Учением сим помещик, как бы Савл, озаренный, возмнил себя уже видящим небо отверсто и стал проповедовать другим; а на следующее лето вызвал к себе познакомленного на том острове нарочитого предиканта, который тоже не курил и не пил ни вина, ни сикера, но детей имел область и возил их всех при себе вместе с женою, а с духовенством насчет их главных дел практики ни о чем решительно спора иметь не хотел, ибо боялся верно, что нозе его в тесные колоды забьют или на скользком пути поставят. Он стал оспособлять хозяев, как наилучше говорить с простыми людьми о вере и как обращать их к вере во Иисуса, а о всем прочем в церквах важнейшем умалчивал и о жизненных доходах православного духовенства от треб для спасения душ верующих даже вовсе пропускал. Духовные, скоро это заметив, доложили владыке, что это такое и к чему клонит в неотдаленном времени. Услышав, что все это в наших палестинах совершается, владыка пришел в превеликую гневность, которая не была отнюдь подобна пылкому и суетливому гневу светских правителей, а, возгреваема духом благочестивой ревности, твердо и непреложно к поревнованию пламенела. Дерзость же тех ожесточенных дошла до того, что они своего предиканта из деревенского дома даже в городской дом привезли и здесь всем дамским синклитом его слушали у предводительши, званной за свое изящное лице Еленою Прекрасною. И что еще более, при тех предикациях был в послухах отец Георгий, то есть тот дамский духовник, который посвящен из княжеских заграничных учителей и иностранными диалекты объяснялся. Как скоро все сие стало владыке известно, то он в величии гнева своего не захотел нимало этого дольше терпеть и, велев заложить карету, сам поехал к губернатору; но на езде раздумал прежде проверить все расспросом бывшего на предикации отца Георгия. Тогда он повелел ехать к его дому, чего тот священник не ожидал и даже до того не допускал, что, увидя в окно остановившуюся карету и особу в ней помещающуюся в голубом атласном одеянии, полагал, что это не к нему, а к соседям купчиха в салопе, и не трогался и оставался покоен. Когда же, наконец, известился о настоящем значении гостя, то выбежал к нему на всходы, встречу ему сделал и кланялся и вел его под руки, направляя к скоро заказанному в гостиной чаю. Но владыка, будучи не в гостином настроении, не чаю ожидал, а, ревнуя высшему, высшего и усматривал; и потому обнаружил нарочитую сухость, так что даже в гостиные покои вовсе не взошел, а сел не обинуясь со входа в предпокое, где ожидающие простые просители в ожидании просимого ими у священника снемлются. И тут с удивлением в голосе и в устах спросил без предисловия: -- Вы ли Алену исповедуете? Но поп, будучи светск, показал хитрость и сделал выражение, как бы не понимая о ком следует, и довел до того, что владыка по настоящему имени предводительшу назвал. Тогда он отвечал: -- Да, владыка, Елена Ивановна есть моя духовная дочь. -- Запрети же ей принимать у себя этого иностранного развратителя. Но поп снова представил, как бы не понимает, и побудил владыку точно так же по имени назвать предиканта. Тогда отец Георгий отвечал, что он такого запрещения сделать не отважится. -- А для какой причины? -- Для нескольких причин, ваше преосвященство. -- Поясните оные. Отец Георгий стал пояснять. -- Первая моя причина, -- говорит, -- та, что моего запрещения могут не послушаться, и я тогда буду через то только в напрасно постыждающем конфузе. -- Неубедительно, -- отвечал владыка. -- Это не что иное как гордость ума. Излагайте другое. -- Другое то, что предиканта того "развратителем" назвать будет несправедливо, ибо он хотя и иностранец, но человек весьма хороших правил христианской жизни и в предикациях своих располагает сердца ко Христу, а никаких церковных сторон не касается. -- Гм, гм! Вон вы как!.. А третье что? -- А третье, осмелюсь буду представить вам, владыко, то, что духу веры православной не свойственно страшиться робко всякого мнения в чем-либо несогласного, а, напротив, ей вполне свойственно похвальное веротерпимство и свободное изъяснение и суждение, как и у апостола на то совет находим: "Все слушать, а хорошего держаться". Но сей третий довод владыка дослушал с кипящим нетерпением и, скрытно в душе на говорящего негодуя, отвечал: -- Да... То весьма хорошо, что вы мне привели нечто и от апостола... А не приведете ли вы еще чего-либо во изъяснение, по скольким причинам у вас власы главы вашей постоянно кратки и а-ла-мужиком кружат, а назарейской долготы не досягают? -- Не знаю, -- отвечал Георгий. -- Не подстригаете ли вы их о молодом месяце? -- Подстригаю. -- Напрасно. -- Я делаю это потому, что многие говорят, будто, если концы волос о молодом месяце подстригать, то от того ращение гораздо шибче бывает. -- Оставьте -- это неверно... А я вот сейчас прямо от вас поеду к губернатору, да скажу, чтобы он этого предиканта за хвост да за заставу. Но отец Георгий, как робости подчинения не приученный, отвечал: -- Опасаюсь, что вы сделаете это напрасно. -- Это почему? -- Потому, что губернатор его за хвост и за заставу выбросить не отважится. -- Это почему? -- Во-первых, потому, что он ничего достойного выгнания не сделал. -- Это ничего не значит. -- Во-вторых, что он хорошего рода и уважения, и чрез то в европейских государствах нам вредные слухи распространены будут. -- И сие мне нимало не важно. -- А в третьих... губернатор сам вчера у Елены Ивановны вечером предиканта, за ширмою сидя, слушал... Услыхав это последнее, владыка остановился и сказал -- Так для чего же вы мне об этом последнем с самого начала не сказали? И с сими словами, вместо того чтобы идти, как прежде намеревал, к выходной двери, перешел с веселым видом в гостиную и на ходу ласково молвил: -- Если так, то и мне наплевать! (Разумеется, презрение сие касалося предиканта.) Засим владыка кушал чай и мадеру и в доброте своей шутил о деде своем, бывшем дьяконе, который, при введении в моду нового ксересного вина, этой новизне противлялся и ему внушал: "Имей веру -- пей мадеру". Не пропустите: • Николай Семенович Лесков. Заметки неизвестного. Женское стремление к пониманию причиняет напрасные беспокойства • Николай Семенович Лесков. Заметки неизвестного. Счастливому остроумию и непозволительная вольность прощается • Николай Семенович Лесков. Заметки неизвестного. О петухе и о его детях • Николай Семенович Лесков. Заметки неизвестного. Искусный ответчик • Николай Семенович Лесков. Заметки неизвестного. Излишняя материнская нежность Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |