| |||
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). На своих гвоздях • Все авторы -> Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). На своих гвоздях Каждая птица вьет себе гнездо. Для гнезда птица собирает прутики, чего-то там покрутит, поплюет, как полагается, и готово. Человек сам гнезда вить не умеет. Человек зовет архитектора. Архитектор покружит, поплюет и ничего не готово. Человек должен потом сам соображать и мучиться, и прибивать, и обивать, и налаживать. Архитектора дают человеку много забот и горя. В Париже архитектора помешаны на дверях. Чуть где кусочек стены больше метра, тотчас парижский архитектор прорезывает двери. Нам приходилось встречать квартиры, где из одной комнаты в другую пробиты в стене две двери рядом, с простенком один шаг шириной. Случалось видеть и три двери рядом, выходящие в тот же коридор. Чем оправдать подобные выходки, эту двереманию? Ему, архитектору, ничего не угрожает. И, конечно, зачем ему сдерживать свои страсти? И вот, несчастный квартиронаниматель остается при трех дверях в безвыходном положении (это каламбур самой судьбы). Что с ними делать. Завесить? Заделать? Замазать? Впрочем, наш рассказ прямого отношения к этому безвыходному положению не имеет и затронули мы его в силу ассоциации, потому что тема нашего рассказа -- некая новая квартира, нуждающаяся в ремонте. Итак: Переехала дама на новую квартиру, решила кое что подправить и понадобился ей для этого дела маляр. Так как дама была русская, то, натурально, и маляра надумала позвать русского. Оказалось, что таких сколько угодно. Кто-то живо дал адрес, кто-то написал, кто-то куда-то сбегал, и, словом, долго ли коротко ли, а недели через две маляр явился. Был это человек средних лет, рыжий, бледный, с жиденькой бороденкой. Облик был у него такой, как будто кто-то тащит его за бороденку вниз. Кожа под глазами оттянута, вое лицо опущено, лоб выпячен. Выражение лица получается, будто он бодает. Когда говорит, брови шевелятся трагически и мудро. Он дурак. -- Вот, голубчик, -- сказала дама, -- я бы хотела, чтобы вы выбелили в этих двух комнатках потолки. Можно? Он саркастически улыбнулся. -- Отчего же нельзя? Конечно, можно. Кто же может запретить потолки белить? Только стоит ли. Они все равно потом запачкаются. -- Так ведь не сразу же запачкаются, -- возразила дама. -- А вам уж непременно сразу! -- Сразу не запачкаются. Потом запачкаются. Так стоит ли того? -- "На время не стоит труда", -- мелькнуло у дамы в голове, -- "А вечно... невозможно". Какой, однако, байронизм! -- А сколько вы возьмете, чтобы выбелить эти два потолка? Маляр тяжело вздохнул, задрал бороденку кверху, крякнул и сказал: -- Да что взять-то? Это вам должно обойтись франков в восемьсот. То-то и оно. Сказал и отвел глаза в сторону, точно застыдился. -- Да что вы, голубчик! -- ахнула дама. -- Почему же так дорого? -- Это не дорого, -- внушительно отвечал маляр. -- Это очень даже дешево. Тут одних белил пойдет франков... франков на шесть. То-то и оно. -- Ничего не понимаю, -- растерялась дама. -- Белила стоят шесть. Значит, вы за одну работу берете семьсот девяносто четыре франка! Сколько же времени вы рассчитываете работать? -- А это уж мы рассчитать не можем. Тут дня три провозиться надо. -- А сколько же вы берете за час? -- Пять франков. Конечно, другие берут четыре, но я, как работаю на своих гвоздях, так и беру пять. -- Да какие же вам понадобятся гвозди, чтобы потолок белить? Он иронически улыбнулся. -- Конечно, для побелки гвоздей не нужно. Но так как мы и столяры, и обойщики, так значит на круг и работаем на своих гвоздях. -- Ничего не понимаю, но, да ладно. Значит, вы берете пять франков в час. Сколько часов в день вы работаете? -- Часов восемь работаем. И все на своих гвоздях. -- Ладно. Значит, сорок франков в день. За три дня, значит, сто двадцать. А вы говорите восемьсот! -- А белила? Белила вы уж нипочем не считаете? -- Так вы сами сказали, что белил пойдет на шесть франков. -- Да и того не будет. На четыре. -- Ну, так тем более. -- Так ведь то по часам, это совсем другой расчет. А вы не по часам нанимаете, а хотите, чтобы сделано, да еще на своих гвоздях. -- Опять вы с вашими гвоздями! -- Так мы же обойщики. Как же мы можем без гвоздей? Без гвоздей ничего не обобьешь. Сами бы попробовали. Это дело понимать надо. -- И потом, почему вы берете по франку в час на гвозди? Неужели так много надо гвоздей? -- Тут опять-таки другой расчет, к вашей же выгоде. Какая же это работа будет, если я за каждым гвоздем должен буду бегать? Это уже не работа. Это вы мне сами скажете, -- я, мол, плачу, а от вас только пятки видно. Как, мол, ни хватишься, а все выходит, что вы за гвоздем побежали. А того рассудить, конечно, не сможете, что иной раз и лавочки по близости нету, и изволь за каждым гвоздем через реку переть на ту сторону. Небось, тоже вам не пондравится. -- Боже мой, как все это нудно. Да купите сразу пачку гвоздей, каких нужно, да и ладно. И толковать больше нечего. -- Пачку-у? Ладно. Я куплю пачку, а у меня уйдет пол пачки, а то и одна треть. Это вам небось тоже не понравится. -- Так ведь мне не на семьсот франков убытку будет, от этой пачки гвоздей. -- На семьсот франков? Он даже отвернулся от отвращенья к человеческой тупости. -- На семьсот франков ей гвоздей покупай! Дама обиделась: -- С вами совершенно нельзя разговаривать. Он покрутил бороденку и сказал: -- Только все эти обои ободрать придется. -- Да что вы. Дорогие новые обои. Зачем их обдирать? -- А как же я белить буду. Я все как есть кругом перегажу. -- А как же мне на старой квартире француз белил. Закрыл стены бумагой и ровно ничего не запачкал. Он оскорбительно усмехнулся. -- Францу-уз? Так француз и есть француз. Француз разве что-нибудь понимает Идите к французу так он вам в один день все побелит, да еще в ножки поклонится. -- Ничего не понимаю! -- раздраженно сказала дама. -- Значит вы сами признаете, что француз работает скорее и берет дешевле. -- А вот пойдите и попробуйте. Я ничего не говорю. Может он и совсем задаром все сделает. Разве я что говорю? Я только говорю -- пойдите и попробуйте, а потом и будем разговаривать. -- Господи! -- застонала дама. -- У меня прямо начинается сердцебиение! Что вы там такое городите. Мне нужно побелить потолки. Вы заламываете ни с чем несообразную цену и при этом говорите, что француз сделает скорее и дешевле. Я спрашиваю объяснения, а вы говорите, какие-то загадочные вещи. Что же французы не умеют как следует белить, что ли? -- А я, госпожа, за них не ответчик, -- с достоинством произнес маляр, приподнял брови и отвернулся. Дама промолчала, сознавая свое бессилие и, чтобы взять себя в руки, переменила разговор. -- Вот здесь у меня занавеска в двух кусках. Я хочу ее повесить вот в эту арку, чтобы можно было задергивать по желанию. Маляр разглядел занавеску. -- В сборку, значит? -- деловито спросил он. -- Ну да, вы же видите. -- А я вам посоветую одну половину совсем спрятать, а повесить только половину. Натянуть, значит, вгладь. -- Так ведь это же будет страшно безобразно. -- Да уж конечно. Уж какая же тут красота. Натянуть вгладь, ровно барабан. -- Так у меня же два куска, специально сделанные для этой арки. Зачем же я буду вешать один. -- А другой припрячьте. На что-нибудь пригодится. -- Совершенно отказываюсь вас понимать! -- чуть не плача говорила дама. -- Я затратилась, купила красивую материю, сделала раздвижную, изящную драпировку в сборку, а вы мне советуете натянуть половину, изуродовать комнату, а другую половину для чего-то припрятать. Он пожал плечами. -- Извините, госпожа, я имел в виду ваши интересы. Что же так то ухлопать все. А тут кусочек припрятали, он всегда может пригодиться, на какие-нибудь поделочки, либо на тряпочки. Тем более, материя солидная, новая, прочная. Дорогая материя. Такую дешево не купишь. -- Ну, довольно, ради Бога! -- Мое дело сторона. Я, конечно, должен посоветовать, как обойщик. -- Мне еще стулья надо перебить. Такой же материей, как занавеска. Видите -- у них обивка совсем не подходящая, да и надоела. -- Гмм... Перебить то конечно можно, отчего не перебить. А как вам не пондравится, тогда что? -- Почему же не понравится. Я же вам говорю, что старая обивка не подходит и надоела. Понимаете? Старая мне не нравится. Мне нравится новая. Поняли? -- Я отлично все понимаю. А только как вам потом не пондравится, тогда что мы заведем? -- Боже мой! --взвизгнула дама. -- Я у вас спрашиваю -- можете вы обить эти стулья и больше ничего. Впрочем, лучше вы сейчас уйдите, а я потом вам напишу. Потом напишу и назначу, когда прийти. -- Стало быть так. На своих гвоздях. Потому что для вас же, госпожа, это выгоднее. А то пошел человек за гвоздем, да и пропал на четыре часа, а вы плати. -- Да довольно уж, довольно, довольно! -- И вот еще, к слову сказать. Не известно ли вам, как римский папа, признает ли он нетленные мощи или нет? -- Что-о? -- даже испугалась дама. -- Папа? Мощи? При чем здесь. -- Это я так просто потому, что к слову пришлось. Я вообще этими вопросами занимаюсь. Я уже, между прочим, спрашивал у одного тут человека. Так он мне просто в ухо дал. Напившись был. Я не обижаюсь. Так, значит, адресок мой у вас есть? А то мы скоро переедем к самому метро. К Северу Длякур. Счастливо. 1939 Не пропустите: • Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Все о любви. Фея Карабос • Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Все о любви. Два дневника • Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Все о любви. Кошмар • Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Светская жизнь (рассказ) • Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). Все о любви. О вечной любви Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |