Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Биография Константина Михайловича Фофанова


Русские поэты
Знаменитые Константины
Биографии поэтов

Константин Михайлович Фофанов Константин Михайлович Фофанов (1862-1911), русский поэт. Родился 18 (30) мая 1862 года в Петербурге. Дед его, как сообщает сам Фофанов, "был привезен в Петербург двенадцатилетним мальчиком из Олонецкой губернии", работал "мыльщиком в бане", но в конце концов выбился в люди - стал "купцом третьей гильдии и уже имел кожевенную лавку". "Отец... имел лесной двор". Систематического образования не получил - учился в дешевых частных пансионах, много читал: "десяти лет почти знал наизусть "Горе от ума" и обожал Пушкина".

Писать стихи начал в отрочестве, в четырнадцать лет подражал Некрасову, в шестнадцать-восемнадцать увлекся Библией и написал множество стихотворений на библейские темы в возвышенно-народническом духе. Одно из них в 1881 году появилось в газете "Русский еврей" под псевдонимом. Другое, "Таинство любви", написанное в 1885 году и напечатанное в 1888 году в журнале "Наблюдатель", вызвало разбирательство в Синоде и закрытие журнала. Оно было уже едва ли не сотой публикацией: Фофанов постоянно печатался в иллюстрированных изданиях и в суворинской газете "Новое время", а в 1887 году почти все написанное было собрано в книге "Стихотворения". За год до этого поэт "безвременья" 1880-х годов Семен Надсон приветствовал в лице Фофанова "большое дарование чисто художественного оттенка". Литературный обозреватель "Нового времени" В. Буренин, со своей стороны, противопоставлял "наивную, небрежную, даже порой неряшливую музу" Фофанова "фразистой рутине" Надсона и надсоновщины. Первый же сборник Фофанова привел в восторг Ильи Репина, который познакомился с поэтом, написал в 1888 году его портрет и оставался другом Фофанова до конца его дней. При активной поддержке Я. П. Полонского сборник был выдвинут на соискание Пушкинской премии Академии наук, которой, впрочем, не получил из-за языковых и стилистических вольностей автора. Их отмечали и более снисходительные читатели (в том числе Толстой, Лесков и Чехов), но относили за счет поэтической непосредственности.

Мечтательная меланхолия, устремленность в "сказок мир воздушный", "поэзия полутонов и полузвуков, передающая душевное состояние, промежуточное между радостью и горем" (Г. Бялый) - все это было вполне созвучно "сумеречной" эпохе, и недаром время от смерти Надсона (1887) до смерти Александра III (1896) критики именуют "фофановским" периодом истории русской поэзии. Первый сборник имел умеренный, но несомненный успех, и издатель "Нового времени" А. С. Суворин, не без оснований считавший Фофанова своей креатурой, выпустил в 1889 году его вторую книгу под тем же непритязательным заглавием. Третья книга Фофанова называлась "Тени и тайны" (1892). В том же году в издании "Московской иллюстрированной газеты" вышла его пространная повесть в стихах "Барон Клакс" - своего рода переделка "Евгения Онегина". Итоговым можно считать стихотворное собрание в пяти частях, выпущенное в 1896 году тем же Сувориным; его дополняет сборник "Иллюзии" (1900).

Переживший в начале 1890-х годов тяжелое психическое заболевание и страдавший алкоголизмом Фофанов прожил последние десять лет жизни - первую декаду нового столетия - в пьянстве и нищете. По-прежнему многочисленные стихи его (всего им написано свыше 2000 стихотворений, не считая поэм, сказок, баллад и т.п.) печатались в массовых газетах и журналах; он подготовил к печати еще два сборника: "Эфиры" (стихотворения 1901-1906 годов) и "Крылья и слезы" (стихотворения 1907-1911 годов), но издателя для них не нашлось. Удалось опубликовать лишь две тоненькие брошюры: "После Голгофы" (1910) и поэму в октавах "Необыкновенный роман" - опять-таки "переделку" пушкинского "Домика в Коломне". Читатели Фофанова остались в прошлом; стихи в лучшем случае не имели отклика (Блок в 1910 году назвал их явлением "нововременской культуры"). Однако же и Мережковский, и Брюсов, и Горький относились к нему с почтением и безусловной симпатией; сын его, взявший звучный псевдоним Олимпов, был вместе с начинающим Игорем Северянином основателем "эгофутуризма", предтечами которого Северянин провозгласил Фофанова и поэтессу М. Лохвицкую. И программа, и самое существование "эгофутуризма" крайне сомнительны; однако некоторая преемственность все же наблюдается. К поэзии Северянина в немалой степени относится типологическая характеристика, данная творчеству Фофанова в "Очерках по истории русской литературы" (СПб, 1907) С. Венгерова: "Он почти никогда не берет русских сюжетов, а удаляется - за море, в Японию, в Палестину, в Скандинавию, в сказочное царство царевича Триолета, потому что это освобождает его от обязанности описывать точно и определенно... в его видениях реют только эльфы, феи, мелькают заморские царевичи, рыцари... часто стихотворения его обусловливаются не содержанием, а музыкальными особенностями того размера, который его в данный момент пленил". Отмечает Венгеров и "нарядность поэтического стиля, переходящую в крайнюю вычурность". При всех этих свойствах творчество Фофанов признается, однако, своеобразным, существенным и в известной мере плодотворным явлением русской поэзии конца 19 века.

Константин Михайлович Фофанов умер в Петербурге 17 (30) мая 1911 года.



  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Русские поэты
    Знаменитые Константины
    Биографии поэтов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru