![]() |
![]() |
||||
![]() |
|||||
Федор Достоевский (Fyodor Dostoyevsky). Угадчик и пророк • Биография Достоевского • Афоризмы Достоевского • Смерть Достоевского • Личная жизнь Федора Достоевского • Ибо хочу быть человеком • Краткая хроника жизни и творчества • Произведения • Великий писатель и.. предсказатель • Отзывы о Федоре Достоевском • Избавление от смерти • Новости • Русские писатели • Биографии писателей • Скорпионы (по знаку зодиака) • Знаменитые Фёдоры • Кто родился в Год Змеи Добавить отзыв о человеке Многих, возможно, удивит включение Достоевского в поэтическую антологию. Сам себя он поэтом не считал. Однако его духовная связь с русской поэзией была неразрывной, и неслучайно его речь о Пушкине тоже стала русской классикой, не меньшей по мощи и красоте, чем его лучшие романы. Но главное, что Достоевский всей кожей впитал от поэзии, – это избегновение созерцательной повествовательности, вдохновенное самопогружение в обуревающие его персонажей страсти, самопреображение себя в них, вибрирующая сбивчивость речи, когда слова могут выражать накал чувств прерывистостью, разнобойностью, многоритменностью. Он ввел в прозу психологически рифмующиеся ситуации – иногда при помощи контрапункта, а не созвучия, и порой вроде бы далекие эмоциональные ассонансы на грани слуховой безвкусицы и чудом удерживающиеся на острие этой грани, не срывающиеся в саморазоблачительное «как попало». Лицо прозы Достоевского иногда искажено мучительными усилиями, потому что он временами еле отрывает от земли тяжеленные, казалось бы, неподъемные камни, но в этом некрасиво тужащемся лице гораздо больше красоты, чем в ловко подмазанном личике прозы-обаяшки, элегантно жонглирующей разноцветными мячиками. Однажды Томас Манн обратился к Зигмунду Фрейду с вопросом: не является ли уникальный дар глубоковидения самых темных, потаенных закоулков и бездн человеческой души следствием эпилептических припадков Достоевского, высвечивающих, как молнии, эти бездны. Фрейд ответил вовсе не по-фрейдовски: высвечивал сокрытые от наших безглазых глаз тайны сам гений всепроницательности, живший в Достоевском, а эпилепсия была лишь следствием его дара, обходившегося ему страшной ценой припадков. Не будем поражаться, что при своей всевидящести Достоевский был так близорук в танталовых вычислениях перед рулеткой, а порой и в быту. Не будем ломать голову над тем, как в людях сочетается могучесть прозрений с детской беспомощностью, ибо мы все стоим лишь на пороге у входа в самих себя. Обратимся к самому Достоевскому: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время: я занимаюсь этой тайной, потому что хочу стать человеком». Есть ложное мнение о якобы довлевшем надо всеми убеждениями национализме Достоевского. Тогда, опираясь на пушкинские строки: «Нет, я не льстец, когда царю Хвалу свободную слагаю…», мы можем и Пушкину приписать амбициозную имперскую закомплексованность, от которой никак не желаем излечиться, ибо нередко болезни нам дороже душевного здоровья, обретаемого не в маниловщине, а в непрерывной работе души по воссоединению с близкими. Достоевский был человек сверхимпульсивный, и по некоторым вырванным из контекста цитатам его можно счесть за националиста, и даже махровейшего. Но Достоевским потому и зачитываются во всем мире, что при всей его неоспоримой русскости он русский не замкнутый, а всечеловечный, и его чисто русские характеры универсальны, как персонажи Шекспира. В Соединенных Штатах, только кажущихся страной-антагонистом России, представьте, есть свои идеалисты – Алеши Карамазовы – и изъеденные изнутри сами собой Смердяковы. А если американские империалисты вторгаются в чужие страны, то разве и у нас не было своего советского империализма, развязавшего тоже бессмысленную, как в сегодняшнем Ираке, войну в Афганистане или ввалившегося на танках в Прагу только потому, что этим с жиру бесящимся ревизионистам, видите ли, социализма с человеческим лицом захотелось?.. У американцев, как и у нас, тоже есть закомплексованность от постепенно выскальзывающего из рук имперского скипетра, а там, глядишь, начнет наступать им на пятки Китай, которому, в свою очередь, завтра-послезавтра очень, как выяснилось, электронно талантливая Индия на пятки наступит… И что же, это всё будет продолжаться до нового Биг-Банга или какой-нибудь кометы, которая шарахнет, утихомирив нас навсегда? Как мелки национальные амбиции перед исчезновением человечества, если оно не образумится и не подготовится сообща ко всем непредвиденностям! Глубоковидению надо учиться у Достоевского и у других умных мира сего, не подлежащих низложению. Называя «угадчиком и пророком» Пушкина, Достоевский сам таковым оказался: «О, всё это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое… наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей». Глубоковидение Достоевского помогло ему в нечаевском деле предвидеть будущую бесовщину сталинского террора. Осознание того, как опоганиваются кровью самые высокие идеалы, было беспощадным. Но Достоевский обосновал необходимость даже страшной правды, поэтому-то чтение его книг до сих пор отпугивает малодушных читателей. Если бы люди когда-то не испугались написанного в «Бесах», может быть, и сталинского террора не было, поняли бы, какая это втягивающая одного за другим воронка… Но предпочли испугаться, отмахнуться, обвинить автора в клевете на революцию. А сама революция так оклеветала себя невинно пролитой кровью, что вряд ли отмоется. Но Достоевский не случайно вглядывался в нее. Все-таки в ней брезжила надежда на соединение христианства с социализмом, да вот вместо этого пока получилось убийство христианства пилатовским социализмом. Но полное ли это убийство, и не приведет ли наше раскаянье к воскрешению этой попытки, что спасительно облагородит и церковь, и политику? А может, пытаться их слить воедино – это и есть нечто супротивное христианству, заранее обреченное на взаиморазрушение? Ведь Богу – Богово, а кесарю – кесарево. Вспоминается достоевское: «В том доме мы искали, да не нашли...» В некоторых интерпретациях биографии Достоевского его метания, естественнейшие для любого ищущего ответа на вопросы, зачастую неотвечаемые, трактуются примитивнейшим образом как попытки припасть то к очистительным (или ядовитым) марксистским источникам, в зависимости от направления данного политпримитивизма, то опять же к очистительным (или ядовитым) охранительным источникам. Как это бедно и мелко для внутренних противоречий такого человека, как Достоевский! Может, все-таки проще и точнее сослаться на Пастернака: «С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой...»? В этих-то бореньях пригодилось Достоевскому его перо и для стихов. Наконец мы и до них добрались. Павел Антокольский так рассказал о своем знакомстве с Николаем Заболоцким в самом конце 20-х годов у Николая Тихонова на Зверинской улице в Ленинграде: «По приглашению Николая Семеновича начал он читать стихи, которые впоследствии вошли в его первый сборник «Столбцы». Он никак не «подавал» их своим чтением. Никакой экспрессии! Но странное дело – экстравагантность образной структуры, неожиданность и смелость тем сильнее действовали на слушателя, чем меньше заботился об этом автор. И, например, такие строки: Прямые лысые мужья Сидят, как выстрел из ружья, –сразу же вызвали дружный смех слушателей. Это повторялось не однажды. Николай Алексеевич спокойно пережидал реакцию и продолжал свое дело… Рядом со мной была моя жена Зоя Бажанова, актриса Театра Вахтангова. Внезапно она вспыхнула и сказала нечто, что могло, казалось бы, и смутить, и даже оскорбить поэта: – Да это же капитан Лебядкин! Я замер и ждал резкого отпора или просто молчания. Но реакция Заболоцкого была совсем неожиданна. Он добродушно усмехнулся, пристально посмотрел сквозь очки на Зою и, нимало не смутившись, сказал: – Я тоже думал об этом. Но то, что я пишу, – не пародия, это мое зрение. Больше того: это мой Петербург – Ленинград нашего поколения: Малая Нева, Обводный канал, пивные бары на Невском. Вот и всё! Я хорошо помню: Жил на свете таракан, Таракан от детства, И потом попал в стакан, Полный мухоедства… Между тем сам Достоевский, сочиняя за капитана Лебядкина из «Бесов» басню о таракане, ничуть не покушается на оригинальность, а всего лишь пародирует «Фантастическую высказку» Ивана Мятлева: «Таракан Как в стакан Попадет – Пропадет, На стекло Тяжело Не всползет. Так и я…» (1833). Пародирует в откровенно пародийных целях. А уже Заболоцкий и его друзья-абсурдисты спустя полвека с лишним, напротив, утверждают свою оригинальность, развивая пародийный посыл Достоевского. Будто нарочно, чтобы наглядно закрепить эту зависимость, в середине 30-х годов Николай Олейников, входивший вместе с Заболоцким, Даниилом Хармсом, Александром Введенским и другими поэтами в группу ОБЭРИУ, пишет своего «Таракана»: Таракан сидит в стакане. Ножку рыжую сосет. Он попался. Он в капкане. И теперь он казни ждет. При этом прямо отсылает к первоисточнику, весьма вольно соорудив такой эпиграф: «Таракан попался в стакан» (Достоевский)». Вряд ли сам Достоевский при всем своем глубоковидении, как нигде, сказавшемся в тех же «Бесах», мог догадаться, куда вынесет поэтическая кривая, казалось бы, сумбурные опусы его капитана Лебядкина. Стихи капитана Лебядкина * * * Жил на свете таракан, Таракан от детства, И потом попал в стакан, Полный мухоедства… Место занял таракан, Мухи возроптали. «Полон очень наш стакан!» – К Юпитеру закричали. Но пока у них шел крик, Подошел Никифор, Бла-го-роднейший старик… * * * Здравствуй, здравствуй, гувернантка! Веселись и торжествуй, Ретроградка иль жорж-зандка, Всё равно теперь ликуй! Учишь ты детей сопливых По-французски букварю И подмигивать готова, Чтобы взял, хоть понмарю! Но в наш век реформ великих Не возьмет и пономарь: Надо, барышня, «толиких», Или снова за букварь. Но теперь, когда, пируя, Мы собрали капитал, И приданое, танцуя, Шлем тебе из этих зал, – Ретроградка или жорж-зандка, Всё равно теперь ликуй! Ты с приданым, гувернантка, Плюй на всё и торжествуй! 1870–1872 Некто А наговориться бы вдосталь вам есть с кем? Давно собеседник всемирный затих. Учитель-мучитель, кем был Достоевский? Собранием полным героев своих. Он был князем Мышкиным. Был Смердяковым. Был свой в казино, и в чистилище шахт, и в мире банкнотном, и медяковом, и в дальнем, кандальном, звенящем в ушах. Цыганками баловался и банькой, а после бросался с отчаянья в пост. Он был к облучку примороженным ванькой и Ганькой за свертком обугленным полз. Он так в ранней юности истощился, что равно готов был на бунт и погром. Настасьей Филипповной был. Ростовщицей. Раскольниковым и его топором. И знала, наверно, лишь Сниткина Анна, что столькими мертвыми он начинен, и некто покоится в нем бездыханно, еще гениальней и больше, чем он. Евгений ЕВТУШЕНКО Газета "Новые Известия" Добавить комментарий к статье
Последние новости 2023-02-16. Названы самые издаваемые писатели в России Российская книжная палата опубликовала список самых издаваемых писателей в стране. Об этом сообщает ТАСС. 2021-11-11. Американские заключенные полюбили Достоевского Творчество Федора Достоевского и особенно роман «Преступление и наказание» пользуется популярностью у заключенных американских тюрем. Об этом рассказал РИА Новости американский исследователь творчества русского писателя и доцент Университета Вирджинии Эндрю Кауфман. 2021-11-10. В США рассказали об отношении к Достоевскому Почетный профессор факультета славянских языков и литературы Университета Южной Калифорнии Маркус Левитт рассказал, как в США относятся к творчеству Федора Достоевского. По его словам, книги писателя не считают слишком темными, передает РИА Новости. • Биография Достоевского • Афоризмы Достоевского • Смерть Достоевского • Личная жизнь Федора Достоевского • Ибо хочу быть человеком • Краткая хроника жизни и творчества • Произведения • Великий писатель и.. предсказатель • Отзывы о Федоре Достоевском • Избавление от смерти • Новости • Русские писатели • Биографии писателей • Скорпионы (по знаку зодиака) • Знаменитые Фёдоры • Кто родился в Год Змеи Ссылка на эту страницу: |
|
||||
©Кроссворд-Кафе 2002-2020 |
dilet@narod.ru |