Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

С уходом Игоря Дмитриева аристократов в кино не осталось


Биография Дмитриева
Российские актеры
Биографии актеров
Знаменитые Игори

В Петербурге на исходе января умер Игорь Дмитриев — по-своему уникальный актер. Два года назад артист перенес инсульт, но не сдался, пытался вернуться к работе, занимался с логопедом, чтобы восстановить речь, но роковое ухудшение все-таки наступило.

В чем уникальность Дмитриева? Он как никто другой умел изображать на экране аристократов. При этом аристократизмом не кичился, а сдабривал его мягкой ироничной улыбкой, что было особенно ценно. В советское время он не афишировал, что является потомком знаменитой Анны Павловны Шерер, светский салон которой увековечен Львом Николаевичем Толстым в «Войне и мире». Но позднее, когда Дмитриев признался в этом, мало кто удивился. На лице Игоря Борисовича всегда было написано: белая кость, голубая кровь.


Его путь лежал в театр


Мама Дмитриева была балериной, да и сам мальчик не прочь был окунуться в театральную атмосферу. В детстве обожал то цирк, то театр, участвовал в ансамбле песни и танца, которым руководил композитор Исаак Дунаевский, любил наряжаться дома перед зеркалом, в том числе и в женское платье. Поступал в Пермское театральное училище, где на вступительных экзаменах читал отрывок из лермонтовского «Маскарада», читал и за Арбенина, и за Нину. Арбенин, по признанию членов приемной комиссии, получился так себе. Зато Нина… Затем обманом, без школьного аттестата о среднем образовании, Дмитриев поступил в Школу-студию МХАТ.

Какие педагоги были у него в школе-студии: Павел Массальский, Николай Хмелев, в институт приглашали Анну Ахматову, английского драматурга Джона Пристли, молодого пианиста Святослава Рихтера. Царила подлинно высококультурная атмосфера… Однокурсником Игоря Дмитриева был Михаил Пуговкин, они даже жили в общежитии в одной комнате. Помещение было крошечным, зато жили вдвоем, а не по 12 студентов в комнате, как многие другие.

Дмитриев чувствовал, что во МХАТе его не оставят, — чего-то не хватало ему для академической сцены. Поэтому вернулся в Ленинград, где у него была жилплощадь — бабушка хранила всю блокаду. В Ленинградском театре им. В.Комиссаржевской удивлялись, что это за лощеный юноша пришел к ним на работу. Впрочем, позднее убедились, что парень трудолюбивый, упорный, небесталанный, театр любит не на шутку. Одна из самых заметных его ролей того давнего периода — Егор Глумов из комедии Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Впрочем, Дмитриев не только легко стал работать в театре, но и легко вылетел оттуда: уехал по приглашению в Италию (тогда такие поездки были редкостью), уехал, предупредив театр, не подведя коллектив, но все равно был уволен якобы за срыв спектаклей, а точнее, чтобы другим неповадно было.


Спасибо Сергею Герасимову


Без театра пришлось несладко. Даже студия киноактера, куда поступил на работу Игорь Дмитриев, не спасала — все равно тянуло на сцену. Артист дошел до того, что снова вспомнил о «Маскараде». На сей раз он играл моноспектакль, где изображал не только Арбенина и Нину, но и князя Звездича, и баронессу Штраль, и других персонажей. Весь реквизит — белые перчатки, веер, маска Неизвестного — помещался в маленьком чемоданчике. Роль мебели исполняло старинное кресло красного дерева, которое актер непременно таскал с собой на представления.

Выручала жена Лариса, выручало кино, выручил гигант тогдашней режиссуры Сергей Апполинарьевич Герасимов, пригласивший Дмитриева сниматься в эпопее «Тихий Дон» в роли молодого Листницкого. Надо сказать, что Сергей Герасимов не признавал дублеров и требовал, чтобы актеры, игравшие казаков, научились уверенно держаться в седле. Так что Дмитриев вместе с другими артистами прошел двухмесячные курсы верховой езды. Они сами седлали лошадей, поили их, чистили. Кроме того, Дмитриев вычитал, что в царские времена будущих офицеров в кадетских и пажеских корпусах заставляли ставить на погоны стаканы с водой и ходить с ними по коридорам, стараясь не расплескать ни капли. Так и он, готовясь к роли, ходил со стаканами воды на плечах, добиваясь лихой военной выправки.

К каждой роли Дмитриев подходил с особой тщательностью. В картине «Прощание с Петербургом» он должен был исполнить роль великого князя, который очень плохо играет на виолончели, но хочет доказать всем, что он это умеет. Перед съемками Игорь Дмитриев месяц занимался игрой на виолончели, для того чтобы «играть» на ней не хуже великого князя.


Что ни роль, то праздник


После «Тихого Дона» аристократы, монархисты, враги народа посыпались на Дмитриева как из рога актерского изобилия. Были и реальные исторические персонажи — Керенский, граф Фридерикс. Но еще больше было персонажей вымышленных, изящных, утонченных, ни на кого не похожих. Аристократизм, порода и тогда были у советских актеров в дефиците, и сейчас на вес золота.

Игорю Дмитриеву посчастливилось принять участие в музыкальных фильмах Яна Фрида, а Фриду повезло, что он заполучил в свои картины такого актера. Незадачливый жених в «Собаке на сене» (как он задумчиво холил и лелеял свою бородку и упорно соперничал с другим женихом, совершенно необузданным и очень энергичным, в исполнении Николая Караченцова), беззаботный начальник тюрьмы в «Летучей мыши», который совсем не прочь, чтобы в тюрьму посадили побольше порядочных людей, придурковатый князь Воляпюк из «Сильвы», которому все время предлагают поберечь печень, а он отвечает: «К черту печень!» Даже главного злодея, первого министра в «Доне Сезаре де Базане» зрители запомнили, хотя на злодея Дмитриев не очень тянул — он, скорее, ироничен, чем злобен.

Снялся артист и в сериале о Шерлоке Холмсе — сыграл инспектора Грегсона, придумал для своего героя смешную хромоту, остался в памяти режиссера И.Масленникова как дисциплинированный актер и очень хороший человек.

Еще одна роль Дмитриева, которую очень любит зритель, — полковник Джеральдин в «Приключениях принца Флоризеля». Сериал понравился прежде всего своей ироничностью, и Дмитриев блестяще справился с ролью полковника, замечательно оттеняющего принца в исполнении Олега Даля.

Игорь Борисович не раз вспоминал, каким загадочным был Олег Даль и как интересно было с ним работать. Даль был разным и непредсказуемым. Мог, завидев на съемках в Литве катафалк с возницей, мрачно заметить, что его, умершего, повезут в Москву всего лишь в закрытом автобусе, без помпы и красоты. А мог, наоборот, «расколоть» на съемках Дмитриева, шепнув ему в важный момент съемок: «Игорь Борисович, вы купили на вечер кефир? Нам же надо чем-то ужинать», отчего бровь у полковника Джеральдина поднималась вверх весьма выразительно и непредсказуемо, что с восторгом фиксировала кинокамера. Даль в Сочи мог одетым нырнуть в море, спасаясь от надоевших поклонниц. Мог устроить скандал из-за небрежно подобранных костюмов — его герой принц Флоризель, о котором говорили, что он самый модный человек в Европе, выглядел в этих костюмах нелепо и неуклюже. Игорь Дмитриев всегда понимал своего странного талантливого партнера, а часто и куролесил вместе с ним.

Удивительно, что уже в пожилом возрасте Дмитриев снова стал играть в театре, вернулся в мир Мельпомены как ни в чем не бывало. Коллеги удивлялись: после такого громадного перерыва! А он выходил на сцену петербургского театра комедии и пользовался заслуженным успехом. Его узнавали, его любили зрители, поклонницы и поклонники.

Дмитриев разъезжал с антрепризами, играл на сцене Большого драматического театра в Питере, озвучивал мультфильмы, участвовал в подготовке телепрограмм, которые не прошли незамеченными, а были отмечены наградами. Из последних работ запомнился в сериалах «Бедная Настя» и «Золотой теленок», где сыграл монархиста Хворобьева, которому снятся сны из прошлого.

Дмитриев и сам был актером из прошлого, не поддавшимся современной скороговорке и мельтешению. Таким его и запомним.


СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ
Первая крымская N 210, 1 ФЕВРАЛЯ/7 ФЕВРАЛЯ 2008


Добавить комментарий к статье




Биография Дмитриева
Российские актеры
Биографии актеров
Знаменитые Игори


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru