| |||
Вячеслав Яковлевич Шишков. Режим экономии • Все авторы -> Вячеслав Яковлевич Шишков. Вячеслав Яковлевич Шишков. Режим экономии Режим экономии кому полезен, а кому и вреден. Иной от этого режима удавиться может. Например, вот вам фактик небольшой. Было дело в голодное время. А сам я -- мастер по церковному цеху, святых рисовал, то есть живописец. Как ударил голод, тут уже некогда угодников мазать, да и негде: даже попы нуждаться стали. И вот пришла мне в голову идея: -- А поезжай-ка ты, Семушкин, по деревням, -- внушаю сам себе, -- будешь с богатых мужиков морды малевать. В четырех селах ни хрена не вышло, в пятом -- клюнуло. Кулачок замечательный там жил, бывший торгаш, страсть богатый, черт. -- Ладно, -- говорит, -- рисуй по очереди всех. Потому -- по-благородному желаю жить: чтобы все на стенках висели, форменно, да. Стали торговаться. Я по пуду муки за портрет прошу и по три десятка яиц. Он говорит: пиши за харч, жрать будешь и -- довольно. -- Это грабеж, -- говорю ему, -- вы, гражданин, искусство не цените. Вы, гражданин, не знаете, что знаменитый художник Репин по три тысячи золотом за портрет берет. -- Начхать мне на твоего Репина! Он -- Репин, а я -- Огурцов. А не хошь, как хошь. Забирай струмент и -- дальше. И стал я его, сукина сына, писать. Жарища стояла адова, то есть такая жара -- шесть собак на деревне очумело. Я посадил его, подлеца, у ворот, на самый солнцепек, и велел шубу с шапкой надеть. -- Пошто! Рисуй в красной рубахе, при часах. -- Нет, -- говорю, -- в шубе солиднее, богаче. Все вельможи в шубах пишутся. Он сидит, пот градом с него, а я в холодок устроился. Разглядываю его, а он пыхтит: тучный, дьявол, жирный. -- Что же ты, живописец, не малюешь? -- Я физиономию вашу изучаю, очень величественная у вас физиономия, как у воеводы. Он бороду огладил, приосанился. Я ему: -- Нет, Митрий Титыч, шевелиться нельзя. -- Ну?! Неужто нельзя?.. А меня клоп кусает. -- И разговаривать нельзя. И мигать нельзя: кривой будете, вроде урода. Замрите, начинаю, -- и стал подмалевывать. А в это время муха ему на нос и уселась. Он глаза перекосил, носом дергает, а в душе, вижу, ругает муху, ну прямо живьем сожрал бы ее, а нельзя. Я говорю: -- Пожалуйста, не обращайте на нее внимания: поползает, поползает да улетит. А то портрет испортите, снова придется. Гляжу -- он губы скривил чуть-чуть и подувает на муху с левого угла. А муха оказалась нежной, не любит ветерок, взяла да и поползла на правый глаз. Мужик моргнул да лапищей как хлопнет. Муха и душу богу отдала. -- Ну вот, -- сказал я, -- портрет испорчен. Снова. -- Господин живописец, -- взмолился он, -- нельзя ли в холодок? Шибко жарко, и глазам очень трудно на солнышко глядеть. -- Нет, нет, -- сказал я. -- Замрите окончательно. Часика через три я объявил перерыв. Мужик бегом к пруду, шапку на дороге бросил, шубу на дороге бросил: -- Мишка, подбирай! -- и, не стыдясь баб, оголился, да ну, как тюлень, нырять да гогочет. Как пришел он в чувство, за обед сели. Я ем да думаю: "Я те, анафеме, покажу настоящий режим экономии, ты у меня взвоешь". -- А много ли возьмешь, живописец, ежели без шапки, -- спросил Огурцов. -- Два пуда, меньше не возьму. Снова писать придется. -- Да ведь ты пуд просил? -- Меньше двух пудов не могу. В шапке ежели -- пуд. Не желаете, тогда до свиданья. Я -- художник самый знаменитый: всех великих князей писал, двух митрополитов, Гришку Распутина... -- Патрет мне шибко нравится, -- сказал Огурцов. -- А я тебя не выпущу. Ежели сбежать надумаешь, на коне догоню, раз ты знаменитый. Так и быть, рисуй без шапки. После обеда хозяин выпил восемь стаканов чаю, надел шубу, перекрестился и пошел: -- Идем, что ли, черт тебя задави совсем. Только ты не серчай на меня, голубок... Жара была еще сильней. Хозяин шел к стулу, как к виселице. Я разрешил ему говорить за десяток яиц. Говорил он, говорил, болтал, болтал, а пот так и течет с него: шуба волчья, теплая, сам же он, повторяю, тучный. -- Вот до чего упарился... Аж в сапогах жмыхает. -- Ничего, -- говорю, -- терпите. Великие князья с митрополитами тоже потеют. Через час у него кровь из носу пошла. Через два часа он вдруг побелел, простонал: -- Кваску бы... -- и упал. Я только написал одну голову. Сходство поразительное, даже сам я удивился. На другой день хозяин отлежался, говорит: -- Дюже правильно личность обозначил. Приятно. А сколько возьмешь, ежели без шубы? А то жарко очень... -- Дорого, -- говорю, -- пять пудов. Он ощетинился весь, хотел ударить меня по уху, однако пошел, пошептался с хозяйкой, вышел, сказал: -- Рисуй, сволочь! Я потребовал плату вперед, посадил брюхана в холодок -- в красной рубахе он, при часах, с медалью -- и стал со всем старанием писать. Пишу да говорю: -- Один великий князь для прохлады позировал у меня в подштанниках. Ну, за это я дорого взял... Словом, окончилось все хорошо. Прожил я у кулака два месяца. Мучицы заработал и деньжат. На прощанье кулак встал и сказал: -- А ты все-таки -- жулик... Ловко нагрел меня. Я ответил: -- Другой раз не жадничайте... Вы -- человек богатый. Дома же обнаружил я, что он, проклятая сквалыга, в муку, ради режима экономии, песку подсыпал.
1926 Не пропустите: • Вячеслав Яковлевич Шишков. Сад (рассказ) • Вячеслав Яковлевич Шишков. Сочувствующий (рассказ) • Вячеслав Яковлевич Шишков. Алчность (рассказ) • Вячеслав Яковлевич Шишков. Усекновение (рассказ) • Вячеслав Яковлевич Шишков. Дикольче (повесть) Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |