| |||
Николай Александрович Лейкин. После светлой заутрени • Все авторы -> Николай Александрович Лейкин. Николай Александрович Лейкин. После светлой заутрени Богатый ремесленник Панкрат Давыдыч Уховертов только что вернулся в сообществе своего семейства от заутрени в Светлое Воскресенье. -- Христос воскрес! -- воскликнул он отворившей ему двери кухарке и начал христосоваться, подставляя ей щеки, но тут же прибавил: -- Чего же ты, дура, губами чмокаешь? В стихерах поется "друг друга обымем", а о целовании ничего не сказано. -- Я от чувства-с... Вот вам яичко,-- пробормотала кухарка. -- Спасибо. Пелагея Дмитриевна, отдари ее парой яиц из второго сорта,-- сказал он жене. Посланные в церковь для того, чтобы освятить кулич и пасху, мальчики-ученики из церкви еще не возвращались, а потому садиться за стол и разговляться было нельзя. Это несколько разозлило хозяина. -- Вишь, идолы! Поди, остановились где-нибудь на дороге и в чехарду играют,-- предположил он.-- День-то великий, а то по-настоящему вихры бы натрепать следует. -- Ну, уж оставь для праздника,-- остановила его жена.-- Лучше я им за это вместо цельных битые яйца дам. Около стола с яствами ходили хозяйские дети, трогали пальцами окорок ветчины и облизывали пальцы. -- Не сметь трогать ветчины! -- кричала на них мать.-- Кто до освященной пасхи другой едой разговляется, тот целый год хворать будет. -- Заметила, как со мной Тихонов-то сегодня за заутреней христосовался? -- спросил ее хозяин. -- А что? -- Самым нахальным образом, и улыбка эдакая гордая на лице: дескать, плюю я на тебя, я теперь сам хозяйствую и вовсе тебя уважать не намерен. А ведь еще полгода тому назад у меня в мастерской работал. Ох, как люди скоро добро забывают! Да еще что! Стал со мной рядом и говорит: "Теперь ежели насчет густой позолоты, то я по своей работе в лучшем виде могу с вами канканировать". Это он-то, со мной! -- Конкурировать, папенька, а не канканировать,-- заметил отцу старший сын, гимназист. -- Ну, все равно. Нет, какова дерзость-то! -- Мастеровые, папенька, христосоваться пришли и вот эдакое большое яйцо принесли! -- доложил прибежавший из кухни маленький сынишка. -- Ну, скажите на милость, уж и мастеровые от заутрени пришли, а мальчишки все еще шляются! -- возгласил хозяин. -- Из второго сорта яиц с мастеровыми-то христосоваться? -- спросила жена. -- Конечно, из второго. Баловать не следует. Нетто они понимают? Им было бы яйцо. -- Я не стану с мастеровыми христосоваться! Ну, что даром губы трепать. Я уйду,-- сказала старшая дочь. -- Марья, останься! В такие дни гордыню нужно отбросить. Наконец, при чем тут губы? Ты можешь их стиснуть, подставлять мастеровым одни щеки. Авось насквозь не процелуют. Вошли мастеровые в новых кафтанах и сибирках и поднесли хозяину громадное точеное яйцо. Волосы их были жирно смазаны, а потому в комнате запахло деревянным маслом. -- Христос воскрес! Воистину! -- послышались возгласы, и началось чмоканье, которое буквально длилось несколько минут. Мастеровые, начиная с хозяина, переходили от старшого к младшему члену семейства. Каждый член семейства, опуская руку в корзину, вынимал оттуда яйцо и оделял их. -- Не видали мальчишек с куличами? -- спросил хозяин. -- Нет, не видали. Да неужто они, стервецы, еще не пришли? Вы, Панкрат Давыдыч, слишком милостивы и кротки. Вот мы ужо с ними по-свойски! В комнату вбежали запыхавшиеся мальчишки с узлами, в которых были куличи и пасха. Одного из них мастеровой успел уже схватить за ухо. -- Где болты били до сих пор? Мало вам завтра времени слонов-то водить! -- крикнул хозяин. -- Все на улице стояли. Священники долго не выходили святить,-- оправдывались мальчики. -- Вы двугривенный-то на блюдо дьячку положили ли, что я вам дал? -- Положили. Как же без этого? -- То-то. А то, пожалуй, на пряники себе ужилили. Смотрите, ведь это грех великий! -- Ей-богу же, положили. -- Ох, воры мальчишки! Только за ними не догляди! Прошлый раз у меня совсем новые голенищи пропали, и это уж их рук дело! -- раздался возглас из толпы мастеровых. Хозяин и все члены семейства дозволили по разу чмокнуть себя мальчишкам в щеки. Хозяйка между тем развязала узлы и кричала: -- Отчего освященные яйца раздавлены? Ведь я вам как есть цельные положила. -- Это не мы, это пьяный мужик какой-то. Поставили мы блюдья на тротуар, а он шел мимо, покачнулся и наступил ногой. Еще драться с нами лез, когда мы заругались,-- оправдывались мальчишки. -- Ох, учить вас надо! -- произнес хозяин, но тут же перекрестился, сказал "Христос воскрес", отрезал себе кулича, намазал пасхи и принялся есть.-- Разговляйтесь, господа, пасхой-то, а в мастерскую потом подадут вам самовар и окорок ветчины. -- Много вам благодарны, Панкрат Давыдыч! Пускай семейство ваше прежде, а мы успеем. Куда нам торопиться? -- говорили мастеровые. Хозяин между тем налил себе рюмку водки, держал ее в руках и, обратясь к ним, сказал: -- Ну, с праздником! На гулянку я вам жертвую две красненькие! Только смотрите не пьянствовать напропалую. Что есть пьянство? В нем бо есть блуд. Так и в Писании сказано. Выпить в праздник можно. Отчего не выпить? Можно и захмелеть, но надо честно, благообразно, с молитвой и помнить о благородстве чувств. Даже и ссору я допускаю, но запивать, пропивать сапоги и одежду -- это уже совсем мараль. Отчего в заграничной Европе сего не существует? А ведь и там есть мастеровой народ. Теперича драка... Отчего и не подраться, а выворачивать глаз или ставить друг другу синяки не след. Ну, что за плезир? {удовольствие (от фр. plaisir).} Даже и никакой радости нет, а просто одно срамное украшение. Благочестивый муж взглянет и скажет: "Сей человек пьяница, на нем печать беспутства". А что хорошего? И себе телесный ущерб, и другим соблазн на осуждение. Так смотрите, чтобы не пришлось мне из полиции вас выручать, а на Фоминой Неделе по кабакам да трактирам вас отыскивать и одежу вашу выкупать. Засим пью ваше здоровье! Поняли? Держите себя на заграничный манер. -- Еще бы не понять! Господи! Неужто мы скоты бесчувственные? -- послышалось у мастеровых. -- Ну и ладно. Позоблите куличика с пасхой да и с богом к себе в мастерскую,-- закончил хозяин и потянулся к графину, дабы налить себе вторую рюмку водки. 1889 Не пропустите: • Николай Александрович Лейкин. Самоглот-Загребаевы (рассказ) • Николай Александрович Лейкин. Кустодиевский (рассказ) • Николай Александрович Лейкин. Именины старшего дворника (рассказ) • Николай Александрович Лейкин. Праздничный (Сценка) • Николай Александрович Лейкин. Айвазовский (Сценка) Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |