Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

250 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта


Биография Моцарта
Гений и злодейство
Семейные тайны Моцартов остались нераскрытыми
"Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь..."
Смерть Моцарта - насильственная или естественная?
Гений света и радости
Смерть Моцарта
Загадка гения
Наставники и учителя
Большой гений маленького Моцарта
Отзывы о Моцарте
Новости
Австрийские композиторы
Биографии композиторов
Водолеи (по знаку зодиака)
Известные австрийцы

Добавить отзыв о человеке

27 января 2006 года исполнилось 250 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта, одного из любимейших композиторов человечества.

"Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь" - даже пушкинский Сальери, измученный завистью и ревностью, не может не узнать в Моцарте явление запредельного, не поддающегося человеческому рацио.

Вольфганг Амадей Моцарт, венский классик, взял лучшее у своей эпохи - стройность формы, ясность фактуры, но классицистская объективность в отображении общемировых процессов приобретает у Моцарта черты индивидуализированные, личностные, что смыкает его творчество с идеологией эпохи романтизма. Таким образом в творчестве Моцарта соединяются два полюса: космос и конкретная жизнь. Субъективное и единичное превращается в объективное и всеобщее. Происходит превращение человека в музыку.

"Моцарт существует и будет существовать вечно; божественный Моцарт - не имя, но снизошедший с небес дух, который появился в этот мир, провел в нем тридцать с чем-то лет и потом покинул его обновленным, обогащенным и осчастливленным своим появлением",- сказал в ХХ веке Леонард Бернстайн.

Моцарта часто упрекают в гедонизме, отчасти - легкомыслии, усматривают в его музыке изящную игривость и галантность. Композитор предстает перед нами вечным солнечным юношей, полным веселья. Однако жизнь композитора была глубоко трагичной.

Музыка Моцарта универсальна. Чистота, свобода, божественная простота, которая, быть может, и есть наивысшая степень виртуозности, - эти качества делают музыку Моцарта доступной неискушенному слушателю и изумляют знатоков. Круг ее слушателей - неограничен.

Моцарт сознательно шел к универсализации музыкального языка. Наиболее ясно это стремление проявляется в его последней опере. "Волшебная флейта" соединяет в себе традиции немецкого народного балаганного искусства и элементы масонской идеологии, сказочное - в сюжете, реалистическое - в изображении характеров, переживаний, движений души. Неслучайно премьера оперы состоялась на сцене народного театра "Ауф дер Виден". Таким образом, композитор обратился к широкому обществу, не ограничившись аристократической верхушкой. Птицелов Папагено, один из персонажей "Волшебной флейты", чудаковатый и грубоватый, обладает невероятным обаянием. Его можно считать одной из ипостасей самого композитора. У Моцарта, вышедшего из простонародной среды (среди его предков - каменщиков, строительных рабочих, переплетчиков, отец был первым, кто получил образование), стихия народного была в крови. Папагено был особенно дорог композитору. Известно, что перед смертью, находясь уже в агонии, Моцарт пытался напевать песенку Папагено "Известный всем я птицелов".

"...Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. (Петр Чайковский).

Уже в возрасте 4 лет Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (1-я симфония исполнена в 1764 году в Лондоне). Клавесинист-виртуоз, он выступал также как скрипач, певец, органист и дирижер, блестяще импровизировал, поражая феноменальным музыкальным слухом и памятью. С 6 лет в биографии Моцарта очевиден успех: он с триумфом гастролировал в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии. В 11 лет выступил как театральный композитор (школьная опера "Аполлон и Гиацинт"). Год спустя создал немецкий зингшпиль "Бастьен и Бастьенна" и итальянскую оперу-буффу "Притворная пастушка". И в 1770 году Папа римский наградил его орденом Золотой шпоры.

Светское общество, которое изумлялось и умильно заискивало перед чудо-ребенком, по сути своей поверхностное, пустое, напыщенное и погрязшее в самолюбовании, не смогло воспринять выросшего Моцарта. Гений, который рассматривался скучающими господами через призму собственного величия, был для них диковинкой, забавой. Программа его выступлений напоминала цирковые представления: игра на закрытой платком клавиатуре, определение высоты звуков, изданных предметами - колокольчиками, стаканами, часами и т.д., импровизация в любой тональности по заказу - все это не имело никакого отношения к подлинному искусству. Моцарт, стремительно выраставший из узких стилевых рамок классицистской эстетики, стал чужд и непонятен современникам. Опережая время, как всякий гений, Моцарт обрек себя на нищету и гибель.

...Весной 1791 года Вольфганга Моцарта зачислили бесплатным помощником капельмейстера собора св. Стефана с правом занять это место в случае смерти последнего (капельмейстер пережил его). За полмесяца до смерти Моцарт слег (диагноз - ревматически-воспалительная лихорадка). Великий гений погребен в общей могиле на кладбище св. Марка.

Жизнелюбие Моцарта, столь часто воспеваемое, свет и радость, которыми наполнена его музыка, являются, видимо, не чем иным, как душевным, духовным преодолением глубокой внутренней скорби, в той или иной мере присущей великим людям. Вот что Вольфганг писал отцу (Леопольду Моцарту) 4 апреля 1787 года: "Мне сообщили о Вашей болезни. Жду с нетерпением известия от вас лично и надеюсь, хотя я привык видеть во всем только худшее. Ведь смерть есть неизбежный финал нашей жизни; с некоторых пор я так часто думаю об этом верном и лучшем друге человека, что образ его не только не страшен мне, но, напротив, успокаивает и утешает меня... Ложась спать (как я ни молод), я не забываю того, что могу не видеть следующего дня, и это меня нисколько не печалит. Надеюсь и жду вашего скорого выздоровления".

За свою недолгую жизнь (умер, не достигнув 36 лет), Амадей Моцарт написал 19 опер, 41 симфонию, 27 концертов для фортепиано с оркестром, 5 концертов для скрипки с оркестром, 27 струнных квартетов, 17 сонат для клавиров, оратории, кантаты, мессы, серенады, дивертисменты, "Реквием" и многие другие сочинения.

Благодарное человечество подпишется под словами критика Бориса Асафьева: "Решительно не понять, как мог он успеть в короткий срок столько сделать? Не то поразительно, что Моцарт так много написал, а то, что в написанном сконцентрировано все лучшее, чем жила музыка до него".


Анна Минакова, Харьков.


Добавить комментарий к статье


Добавить отзыв о человеке    Смотреть предыдущие отзывы      


Последние новости

2023-11-21. Последний дом Моцарта продадут на торгах
Последний дом австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта решили продать на торгах. Об этом сообщил New York Post.

2019-10-20. В Лондоне продаётся таунхаус, где Моцарт ребёнком сочинил первую симфонию. Всего за €8,7 млн
Дом с пятью спальнями, построенный в 1730-е годы, является одним из старейших в районе Белгравия.

2016-12-07. Собрание сочинений Моцарта стало самым продаваемым CD-релизом в 2016 году
Полное собрание сочинений австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта под названием Mozart 225 стало самым популярным по продажам CD-релизом в 2016 году. Об этом сообщает Billboard.





Биография Моцарта
Гений и злодейство
Семейные тайны Моцартов остались нераскрытыми
"Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь..."
Смерть Моцарта - насильственная или естественная?
Гений света и радости
Смерть Моцарта
Загадка гения
Наставники и учителя
Большой гений маленького Моцарта
Отзывы о Моцарте
Новости
Австрийские композиторы
Биографии композиторов
Водолеи (по знаку зодиака)
Известные австрийцы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru