Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Украинский соловей. Соломия Крушельницкая


Оперные певцы

Соломия Крушельницкая Какая судьба ждала девочку, родившуюся в семье священника, в XIX веке? Как правило, она должна была стать домохозяйкой, образцовой женой и матерью. Однако та, о ком пойдёт речь, оказалась знаменитой певицей и легендой мировой оперной сцены.

На свет Соломия Амвросиевна Крушельницкая появилась 11 (23) сентября 1872 года в украинском селе на территории тогдашней Австро-Венгрии. Детство её прошло в окрестностях Тернополя.

Красивый голос у Соломии был с детства, и она рано полюбила петь. Родители — люди образованные и трудолюбивые — поощряли занятия дочери и помогали ей осваивать нотную грамоту, игру на фортепиано и всячески приобщаться к культуре и искусству. И хотя семья была многодетной и совсем не роскошествовала, в дом были приглашены учителя, которые занимались с детьми иностранными языками и литературой.

Затем на одарённую девочку обратили внимание в Тернополе, где она смогла продолжила освоение азов музыкальной культуры и получила возможность петь в хоре и выступать перед публикой.

Дальнейшую свою жизнь Соломия мечтала связать со сценой, получив необходимое образование. Отец не только не противился желанию дочери, но и буквально на последние деньги отправил её учиться во Львовскую консерваторию по классу фортепиано и вокала.

В 1893 году С. Крушельницкая получила диплом и за успехи в учёбе в придачу удостоилась серебряной медали. Члены строгой экзаменационной комиссии дали молодой певице такую характеристику: "Имеет все данные, чтобы стать украшением даже высшей сцены. Обширного диапазона, звонкий и очень симпатичный звук голоса её меццо-сопрано, …высокое чувство красоты, природная внешность, сценическая осанка, словом, все приметы, которыми одарила её природа, предрекают ей в артистичном мире самое лучшее будущее".

Но уже до этого она участвовала в концертах, а её первое серьёзное выступление состоялось 15 апреля 1893 года в опере Г. Доницетти "Фаворитка", где дебютантка исполнила партию Леоноры. Начинающую артистку тут же заметили и оценили как зрители, так и профессионалы. Гастролировавшая в тот момент во Львове итальянская певческая знаменитость Джемма Беллинчони посоветовала девушке поехать в Италию, чтобы выйти на мировой уровень.

Соломия медлить не стала и вскорости уже была в Милане. А семья для этого вновь пошла на жертвы — отец взял кредит в банке, чтобы отправить талантливую дочь за границу.

В столице мировой оперы С. Крушельницкая ежедневно упорно занималась вокалом, благодаря чему её голос трансформировался в лирико-драматическое сопрано, а также сценическим мастерством, теорией и историей музыки и всем остальным, что было ей необходимо как артистке и личности с широким кругом интересов. Всяческую поддержку молодому таланту оказывала как уже упомянутая Д. Беллинчони, так и одна обеспеченная англичанка.

Всего через год Соломия вышла на итальянскую сцену. И во второй половине 1890-х годов началось триумфальное шествие С. Крушельницкой по миру. Ей аплодировали уже не только в Италии и на родине, но и во Франции, Испании, Португалии, России, Польше, Австрии, Египте, Чили, Аргентине, Бразилии, Алжире, Монако, США, Канаде… В общем, невозможно перечислить все страны и тем более города, в которых она гастролировала за время своей карьеры.

В активе С. Крушельницкой было более 60 центральных оперных партии, а сами оперы были абсолютно разными — "Бал-маскарад", "Сила судьбы", "Аида", "Трубадур", "Отелло" Дж. Верди; "Манон Леско", "Богема" и "Тоска" Дж. Пуччини; "Фауст" Ш. Гуно; "Джоконда" А. Понкьелли; "Страшный двор", "Галька" и "Графиня" С. Монюшко; "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П. Чайковского; "Африканка", "Гугеноты" и "Роберт-Дьявол" Дж. Мейербера; "Вертер" Ж. Массне, "Кармен" Ж. Бизе, "Запорожец за Дунаем" С. Гулака-Артемовского и др.

Необычный актёрский дар и неповторимый голос певицы чрезвычайно высоко ценил знаменитый дирижёр А. Тосканини. Именно ему пришла в голову мысль сделать Соломию Саломеей в одноименной опере Р. Штрауса. Триумф был такой, что С. Крушельницкую признали лучшей исполнительницей произведений Р. Штрауса, и затем она стала петь и в иных операх композитора.

Особое место в творчестве Крушельницкой принадлежит операм Р. Вагнера ("Тристан и Изольда", "Тангейзер", "Гибель богов", "Лоэнгрин", "Валькирия"). Ей даже был присвоен своеобразный титул — "Вагнеровская примадонна ХХ века". А чтобы максимально точно исполнять необычные и сложные произведения этого композитора, Соломия специально изучала особенности немецкой вокальной школы.

В 1904 году С. Крушельницкая буквально спасла оперу Дж. Пуччини "Мадам Баттерфляй". Премьера спектакля провалилась в "Ла Скала". Автор переделал оперу, а на партию Чио-Чио-сан была приглашена С. Крушельницкая.

И результат вышел отменный — публика восторженно рукоплескала, а новая редакция оперы стала исполняться по всему миру. Благодарный Дж. Пуччини подарил певице своё фото с надписью: "Самой прекрасной и очаровательной Баттерфляй…", а над своим рабочим столом повесил фотографию самой С. Крушельницкой.

Её отличали не только красота тембра и широта диапазона голоса, но и темперамент, отличная музыкальная память, отменная техника пения, умение петь на языке оригинала (в её активе было 8 языков), мастерство перевоплощения, глубокое проникновение в роль, органичное слияние с партнёрами по сцене, артистизм, естественность и драматизм исполнения. Зрители наслаждались как звуком, так и "картинкой". Внешность С. Крушельницкой тоже была выигрышной — высокая, стройная, с правильными чертами лица и большими серыми глазами в обрамлении длинных русых волос.

В 1903 году умер отец Соломии Амвросиевны, которого она очень любила. Но приехать на похороны у неё возможности не было. Чтобы матери не было одиноко и тоскливо в сельской местности, Соломия купила большой дом во Львове. В нём обосновалась родня, а сама С. Крушельницкая бывала на Украине наездами.

Устройство личной жизни Соломия долго откладывала, хотя поклонников у неё было предостаточно, и при желании она могла составить блестящую партию. Однако в её судьбу вмешался случай.

Когда в 1906 году С. Крушельницкая гастролировала в Неаполе, неожиданно дал о себе знать вулкан Везувий. Его выбросы плохо повлияли на связки певицы, и по совету доктора она решила прервать выступления и уехать. Организаторы подали на певицу в суд. Одним из юристов, кто отстаивал интересов С. Крушельницкой, был адвокат Чезаре Риччони. Красивый, образованный и обеспеченный мужчина, да к тому же ценитель музыки, он понравился оперной диве. После периода встреч и ухаживаний в 1910 году Соломия и Чезаре поженились.

Брак оказался счастливым, хотя своих детей у пары не было. Супруги поселились на вилле в приморском городке Виареджо, но при этом С. Крушельницкая продолжила гастролировать и выступать на разных сценах мира.

В 1920-х годах С. Крушельницкая сменила направление творческой деятельности и отдала предпочтение сольным концертам — как камерная певица. Кроме различных классических произведений в её репертуар вошли украинские песни.

В 1939 году, после смерти супруга, Соломия Амвросиевна приехала во Львов навестить родню. В этот период Западная Украина вошла в состав СССР, дом С. А. Крушельницкой был национализирован, а ей осталась четырёхкомнатная квартира. Зимой 1940-го года Соломия Амвросиевна упала и сломала ногу, которая долго заживала. А потом случилась новая напасть — Украина были оккупированы фашистами. С. Крушельницкой пришлось давать частные уроки, чтобы не умереть с голоду.

После того, как территорию освободили от фашистов, С. А. Крушельницкая была принята во Львовскую консерваторию в качестве преподавателя. Но и тут возникли сложности — сначала не могли обнаружить её диплом, подтверждающий квалификацию певицы, а потом возникли сомнения в её благонадёжности. Советское гражданство ей предоставили только в 1948 году, а до этого она оставалась подданной Италии.

Со студентами Соломия Амвросиевна занималась с полной отдачей и нередко приглашала их к себе домой. При этом она продолжала давать концерты — её последнее выступление на публике состоялось в 1949 году. В 1951 году С. А. Крушельницкой было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Украинской ССР.

В общении её отличали искренность, доброжелательное отношение к людям и весёлый нрав. Не удивительно, что её всегда окружало много народа — поклонники, ученики, друзья, мастера культуры того времени. Но, конечно, не обходилось и без наветов завистников. Так, из-за интриг, мешавших творчеству, С. Крушельницкая однажды покинула Варшаву.

Имя С. Крушельницкой стоит в одном ряду с Э. Карузо, Ф. Шаляпиным, Т. Руффо. Сохранились записи певческих партий "украинского соловья". И любой желающий может насладиться уникальным голосом Соломии Крушельницкой.

Ушла из жизни С. А. Крушельницкая 16 ноября 1952 года. Её похоронили во Львове на Лычаковском кладбище. До сих пор на её могилу приходят поклонники и ценители настоящего искусства. А ещё поговаривают, что к ней, как к легендарной служительнице муз, за помощью обращаются начинающие артисты.

Во Львове, в доме, где жила С. Крушельницкая, расположен её Музыкально-мемориальный музей. В его богатой экспозиции представлены подлинные вещи, так или иначе связанные с певицей (концертные костюмы, афиши выступлений, фотографии, ноты и т.д.).

Улицы С.А. Крушельницкой есть в Киеве, Тернополе, Львове, Ровно… Её именем названы Оперный театр и музыкальная школа во Львове, а также музыкальное училище в Тернополе. Ежегодно на Украине проводится Международный конкурс оперных певцов им. С. Крушельницкой.

В художественной ленте о жизни и творчестве удивительной певицы "Возвращение Баттерфляй" (киностудии им. А. Довженко, 1982 г.) С. Крушельницкую сыграла актриса Елена Сафонова. Под таким же названием на основе биографии непревзойдённой вокалистки поставлены драматический и балетный спектакли. Так что память о С. Крушельницкой жива.


Мария Морозова
Женский журнал Суперстиль • 23.08.2013


Добавить комментарий к статье




Оперные певцы


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru