Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Рассказы о Токио
Мальдивы. Остров-аэропорт

Наталия Сац. Музыка жизни


Юбилей "матери" детских театров
Симфония жизни
Биография
Знаменитые Натальи
Российские режиссеры
Биографии режиссеров

"Пусть пульсирует мысль, которая сегодня хочет осознать вчера во имя завтра. Наше общее завтра! Я верю в тебя".

Н.И. Сац "Новеллы моей жизни"


Наталия Сац В раннем детстве мне довелось увидеть Наталию Ильиничну Сац – тогда она руководила своим детским музыкальным театром, куда меня привели на спектакль, и выходила к юным зрителям. "Пойдем к Сац", – сказала перед походом мама. Странное слово "САЦ" оказалось фамилией женщины, которая, к слову, первой из представительниц прекрасного пола стала оперным режиссером.

Впрочем, кем еще могла оказаться дочь двух незаурядных личностей – композитора, дирижера и виолончелиста Ильи Александровича Саца и оперной певицы Анны Михайловны Щастной, которых свела и сблизила музыка? Согласитесь, не в агрономы и летчицы же ей было идти.

Свой жизненный путь Наташа начала 27 августа 1903 года в Иркутске, а уже в 1904 году семейство перебралось в Москву. Отец девочки, человек активный и неравнодушный, никогда не оставался в стороне от событий, которые его трогали. Он сразу окунулся в общественную и культурную жизнь города и вскоре стал "главным по музыке" в знаменитом Художественном театре. В небольшом и скромном доме Сацов бывали такие легендарные личности, как К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов, С.В. Рахманинов, Н.В. Плевицкая, В.И. Качалов, И.М. Москвин, Н.Э. Бауман и другие, а Илья Сац нередко организовывал домашние спектакли-импровизации. Вместе с отцом Наташа и ее младшая сестра Ниночка выдумывали игры и сказки. Такая атмосфера воспитывала интерес к людям, способствовала творчеству и, конечно, всячески развивала любовь к искусству. Наташа страстно постигала все новое – от теории музыки и иностранных языков до арифметики и ритмической гимнастики, занималась в театрально-драматической студии, участвовала в хоре, получила музыкальное образование и сочиняла сама. Говорят, что от рояля ее оторвать было невозможно – так увлеченно она играла.

"Отец учил нас слушать музыку жизни", – позже вспоминала Наталия Ильинична. А еще тому, что трудностей, которых в жизни будет много, не надо бояться – их нужно преодолевать. Не хныкать и не жаловаться, а бороться и побеждать – стало своеобразным принципом Н. Сац. И всегда ей помогали воля, настойчивость, целеустремленность, ответственность, умение отделить главное от второстепенного. Эти качества Наташа с малолетства упорно взращивала в себе – вставала раньше будильника, не ела того, что ей хочется, и не только скрупулезно выполняла уроки, но делала намного больше заданного. Позже, в тяжелые времена, умение занимать себя чем-то полезным и неприятие пустого времяпрепровождения сослужило ей хорошую службу.

Илья Александрович ушел из жизни в 1912 году, когда ему было всего лишь 37 лет. Свой трудовой путь деятельная Наташа начала рано – надо было добывать средства к существованию, хотя семье и помогали друзья и коллеги отца. Анна Михайловна давала концерты и уроки вокала и музыки, и вслед за матерью девочка тоже нашла себе учениц. Так в 12 лет она стала трудовым человеком. Мать поддерживала связь со Школой-студией Московского Художественного театра, и Наташа органично вписалась в театральную среду. С ней в память об ее отце занимается сам Е.Б. Вахтангов, открывая секреты сценического мастерства и законы театра. Однажды он сказал Наташе: "Жаль, что ты девочка. Из тебя бы вышел режиссер". И ей страшно захотелось стать режиссером, хотя в то время женщин режиссеров не было вовсе.

Жизнь целого государства кардинально изменилась, когда одна за другой грянули две революции – Февральская и Октябрьская. Озорная, смелая, находчивая и заводная Наташа по приглашению товарища выступала перед рабочими – читала им газеты и стихи, пела песни. А в 1918 году она, вдохновленная лозунгом "Искусство – трудящимся!" и желанием быть нужной людям, стала заведовать детским сектором театрально-музыкальной секции Моссовета и организовывать концерты для ребятишек. Благодаря ей было начато создание детских театров, которых в ту пору не существовало. Днем рождения Московского театра для детей (позже он стал Центральным детским театром, а ныне именуется Российским академическим молодежным театром) считается 13 июля 1921 года. Его директором и художественным руководителем, а также идейным вдохновителем и движущей силой стала Н. Сац.

Этот театр не только развлекал и радовал, но и воспитывал. Беспризорников и трудных ребятишек педагоги приводили на спектакли с надеждой, что они станут лучше. И нередко такие чудеса случались.

Н. Сац была в постоянном поиске, она считала, что театр – это праздник и сказка, это живой мир и настоящий дом для маленьких зрителей. Вокруг нее собралась компания единомышленников, которые всячески приближали искусство к маленьким зрителям. Благодаря их стараниям театр процветал – юные зрители порой сидели по двое на стульях (так много было желающих попасть на спектакли), а коллектив театра к середине 30-х годов насчитывал около 400 человек. Среди авторов постановок были А.Н. Толстой, Е. Шварц, В. Катаев, С. Прокофьев и другие одаренные люди. Сама же Наталия Ильинична писала об этом счастливом периоде своей творческой деятельности: "Лучшие драматурги и композиторы повернулись к нам лицом". Вдобавок Н. Сац побывала за границей – ее приглашали ставить оперы в Германии и Аргентине, что принесло ей известность за рубежом.

Она умело вела творческий диалог со зрителями, а режиссура навсегда стала ее призванием. Н.И. Сац объясняла: "Взаимосвязь режиссерской мысли и средств ее выражения, умение, осмыслив идейно большое, добиться от каждого артиста максимально возможного – кропотливый труд, но я полюбила его с первой своей режиссерской работы на всю жизнь".

Наталия Сац считалась весьма привлекательной, эффектной женщиной. В ней подкупали талант общения, искрометность, правдивость, темперамент, юмор, яркое воображение. У нее было несколько мужей и трое детей от разных отцов – два сына и дочь.

Однажды в жизнь Наталии Ильиничны вошел Израиль Яковлевич Вейцер, Народный комиссар внутренней торговли СССР. Он стал ее другом и мужем. Она помогла ему совершенствовать торговлю с художественной точки зрения (организовывать елочные базары с развлечениями для детей и массовыми гуляниями, оформлять витрины магазинов, проектировать детское кафе и т.п.), а он не оставался в стороне от того, что было важно для супруги.

Но жизненное благополучие рухнуло практически в одночасье – в 1937 году Наталия Ильинична была репрессирована как "жена врага народа", когда И.Я Вейцер был обвинен в контрреволюционной деятельности, арестован и затем расстрелян. И хотя потом его реабилитировали, ничего изменить в трагических страницах судьбы было уже нельзя…

"21 августа 1937 года часы моей жизни остановились", – вспоминала позже Н. Сац. В расцвете счастья она оказалась в тюрьме. За одну ночь ее волосы поседели.

Более 5 лет Н.И. Сац провела в заключении. Там ей довелось столкнуться с людьми совершенного иного толка – ворами, аферистами, бандитами, фальшивомонетчиками, убийцами. Но и в лагерях она не сдавалась и не "выпускала руль самоуправления". Самообразование, фельдшерские курсы, организация самодеятельности, лекции…

И опять испытания – гитлеровские войска напали на СССР, умерла мать, которая ее очень поддерживала, дочь оказалась в детском доме, а сын ушел на фронт. Все тяготы и горести, выпавшие на долю этой удивительной женщины, описать невозможно. И всегда она, как мифическая птица Феникс, возрождалась из пепла и возвращалась из небытия. Каких нечеловеческих усилий ей это стоило – не знает никто.

После освобождения в конце 1942 года Н.И. Сац направляют работать в Алма-Ату в Театр оперы и балета. А она и там мечтает создать театр для детей.

Постановка оперы "Чио-Чио-сан" Дж. Пуччини с местными артистами – первая современная опера на казахском языке и на казахской сцене. И сразу успех! С легкой руки режиссера С. Эйзенштейна постановку в шутку называют "Чио-Чио-Сац". И Наталия Ильинична, обладая даром располагать к себе людей и делать союзников даже из противников, продвигает идею детского театра.

Драматург Виктор Розов вспоминал: "На протяжении многих лет жизни я часто встречался с Натальей Сац и никогда не мог не изумляться ее натуре. Иногда я восхищался ею, нередко негодовал, но что меня всегда поражало – ее вулканическая энергия. Я никогда не видел Наталью Ильиничну вялой, унылой, даже меланхоличной, а уж тем более на что-либо жалующейся. Вечно она что-то создавала. Ее организационный талант феноменален, а искусство привлекать на свою сторону всех поистине было фантастичным. Я сам видел, как она в период создания Театра для детей и юношества в Алма-Ате дружески и как бы наивно обнимала первого секретаря ЦК КП Казахстана Шаяхметова, целовала и называла "дорогим и замечательным Шаяхметиком". И важный, величественный Шаяхметов только жмурился. Нет-нет, в Наталье Ильиничне было что-то от… таинственной ворожбы…"

Поддавшись ее колдовству, инициативу с театром одобряют.

Из мемуаров Н.И. Сац: "И вот в один поистине прекрасный день – 6 сентября 1944 года – выходит постановление об организации в городе Алма-Ате театра юных зрителей". И обветшалое здание кинотеатра усилиями Наталии Ильиничны превращается в храм сценического искусства. 7 ноября 1945 года ТЮЗ распахнул свои двери для зрителей, и больше 10 лет его возглавляла Наталия Ильинична. Теперь это Государственный академический русский театр для детей и юношества имени Н. Сац.

После полной реабилитации в 1958 году Н.И. Сац возвращается в Москву. И в который раз ей приходится всё начинать с нуля.

Оказывается, кто-то считал, что ее давно нет в живых. А она полна новых планов, и все так же горит желанием создания театров для детей, где обязательно будет звучать прекрасная музыка. Н.И. Сац утверждала: "Любить, знать, ценить музыку, прививать потребность, вкус к ней надо начинать с малых лет".

Занимаясь самыми разными проектами (просветительскими симфоническими концертами, новогодними елками, написанием книг и статей, учебой на театроведческом факультете ГИТИСа и подготовкой диссертации…), она борется за театр детской оперы детской оперой! Так на сцене Театра эстрады появляется "Морозко". Общественное мнение сформировано, ее начинание активно поддерживают единомышленники, в числе которых многие советские композиторы и писатели. И власти решили – Детскому музыкальному театру быть!

Усилиями неугомонной Наталии Ильиничны найдено и отремонтировано старое здание на улице 25-го Октября (ныне Никольская). И 21 ноября 1965 года Московский детский музыкальный театр – первый в мире музыкальный театр для подрастающего поколения – открыт. И руководит им, конечно, Н. Сац. Она собирает вокруг себя замечательный коллектив, тщательно подбирая артистов, музыкантов, дирижера, художников, композиторов, либреттистов, секретарей, бухгалтера, инженера и т.д., ведь от всех этих людей зависит дело ее жизни.

И новый замысел Н. Сац: "Детский музыкальный театр должен начинаться со своего здания, органично воплощающего идею этого театра, своего дворца, радующего юных зрителей еще до того, как они переступили порог". Она вспоминает еще один завет отца: "Задумала – сделай". Так начинается строительство театра-дворца на проспекте Вернадского.

Со всех сторон люди, вдохновленные Наталией Ильиничной, протянули к ней руки помощи: архитекторы создают уникальный проект, из Казахстана шлют дефицитный песчаник-ракушечник, в Палехе изготавливают большие черно-лаковые панно для оформления внутреннего убранства, в буфете ставят детскую мебель из хохломы, а на крыше здания устанавливают скульптуру сказочной Синей птицы…

6 октября 1979 года театр открывается, а Н.И Сац в который раз называют волшебницей и провозглашают "Матерью детских театров мира".

Труппа театра гастролирует не только на родине, но и за рубежом. И везде спектакли принимают с восторгом. А Наталия Ильинична записывает: "Если спросить, что люблю больше всего, отвечу по совести: "Зрительный зал, наполненный детьми".

Особое внимание Н.И. Сац всегда уделяла формированию репертуара: "Первое, что режиссер должен взрастить в театре, – репертуар. Я люблю работать с драматургами и композиторами, люблю участвовать в создании того, что потом буду ставить…"

Пожалуй, невозможно перечислить все постановки, ей осуществленные. Были среди них "Золотой ключик", "Петя и волк", "Синяя птица", "Белоснежка", "Ромео и Джульетта", "Волк и семеро козлят", "Сказка о царе Салтане", "Красная Шапочка", "Максимка", "Мальчик-великан", "Сестры", "Три толстяка", "Левша", "Джунгли", "Второе апреля", "Отважный трубач", "Время таять снегам", "Волшебная флейта", "Король Лир", "Золотой остров"…

Наталия Сац не знала "сытого покоя равнодушия". Она заряжала своей деятельной энергией и всегда и везде служила искусству, большому искусству. Так, гастролируя с труппой театра за рубежом, она шла в больницу и предлагала бесплатно выступить перед пациентами, чтобы настроить их на выздоровление. Или организовывала внеплановые концерты, чтобы познакомить иностранцев с культурой Страны Советов. Равнодушных рядом обычно не оказывалось – все, от водителей и случайных свидетелей до знаменитых композиторов и высоких чиновников, воодушевлялись ее энтузиазмом и старались хоть чем-то помочь ее начинаниям. Но у самой Наталии Ильиничны силы оказались не бесконечными. Ее не стало 18 декабря 1993 года.

У Н.И. Сац было множество званий и наград. Но, по словам дочери, больше всего она ценила международный Орден Улыбки – он дается тем, кто дарит радость детям.

Изначально так повелось, что Наталия Ильинична поясняла юной публике не только, как себя вести в театре, но и рассказывала о музыке, содержании спектакля и истории создания произведения. Теперь в Московском государственном академическом детском музыкальном театре им. Н.И. Сац, который продолжает принимать гостей и следовать своим лучшим традициям, к зрителям выходит дочь Наталии Ильиничны – Роксана Николаевна, заведующая литературно-драматической и педагогической частью.


Мария Морозова
Женский журнал Суперстиль • 25.08.2014


Добавить комментарий к статье




Юбилей "матери" детских театров
Симфония жизни
Биография
Знаменитые Натальи
Российские режиссеры
Биографии режиссеров


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2019
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru